1. Добыча и переработка топлив
"Газпром" и CNPC договорились о строительстве газопровода "Сила Сибири-2" (сентябрь 2025)Крупнейшие энергетические компании России и Китая, "Газпром" и CNPC, подписали меморандум о стратегическом партнёрстве, включающий планы по строительству газопровода «Сила Сибири-2» и транзитного маршрута через территорию Монголии под названием "Союз Восток".
Проект предусматривает ежегодные поставки газа объёмом 50 миллиардов кубометров в течение 30 лет. Общая длина газопровода составит порядка 6700 км, из них 2700 км пройдут по территории России. Предполагается, что газ для Китая будет обходиться дешевле, чем для Европы.
О начале проектирования газопровода "Сила Сибири-2" стороны договорились в 2020 году, в 2023 году все условия создания магистрали были окончательно согласованы, а в мае текущего года лидерами России и Китая была выдвинута инициатива по ускорению реализации проекта.
В подписанном меморандуме претерпели изменения и уже действующие договорённости. Так поставки газа по действующему газопроводу "Сила Сибири" увеличиваются с 38 до 44 миллиардов кубометров в год, а по "Восточному маршруту" они должны вырасти с 10 до 12 миллиардов кубометров ежегодно.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/09/02/1135851-izvestno-o-sile-sibiri
https://www.gazeta.ru/business/2025/09/02/21630236.shtml
Крупное газовое месторождение открыто в Узбекистане (сентябрь 2025)Как сообщила пресс-служба президента Узбекистана, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил об открытии крупного газового месторождения на северо-западе страны в Устюртском регионе в Каракалпакстане.
Было отмечено, что если раньше все поисковые работы в стране на нефть и газ велись до глубины 2500 - 3000 метров, то пробурив впервые в истории в 2025 году скважину до 6500 метров, поисковики обнаружили крупное газовое месторождение. При этом предполагаемые запасы месторождения, как и компании, ведущие буровые работы, не раскрываются.
Следует отметить, что по данным Национального комитета Республики Узбекистан, по статистике добыча газа в стране уменьшается в течение ряда лет. Если в 2019 году она составила 54,9 млрд м3, то в 2023 году она сократились до 46,7 млрд м3, в 2024 – до 44,59 млрд м3, а за первое полугодие 2025 года ещё на 3,1 % до 21,8 млрд м3 (по сравнению с первым полугодием 2024 года). Как отмечает АО "Узбекнефтегаз", сложившаяся ситуация связана с недостаточным уровнем геологоразведочных работ. Многие действующие месторождения исчерпывают свои запасы, а эффективность эксплуатации других остается низкой.
https://www.interfax.ru/world/1047521
2. Электроэнергетика и теплоснабжение
Уральский турбинный завод расширяет линейку паровых турбин (сентябрь 2025)Уральский турбинный завод (УТЗ) осуществил масштабное обновление производственной и испытательной базы, что позволяет внедрить новые стандарты качества продукции и увеличить к 2030 году объем выпускаемого оборудования на 50 %. Введено в эксплуатацию более 150 единиц нового станочного и сварочного оборудования. Запущен стенд сборки новых паровых турбин типов К-230 и К-330.
17 турбин мощностью 125 МВт поставлены для электростанций в разные города России, Белоруссии и Монголии. Ведётся сборка турбины мощностью 250 МВт для энергосистемы Москвы.
УТЗ производит конденсационные и теплофикационные турбины для ТЭС и ТЭЦ, паровые турбины для ПГУ, судовые паровые турбины для кораблей с атомной энергоустановкой, оборудование силового острова для мусоросжигательных заводов. В настоящее время УТЗ выполняет более 50 заказов на турбинное оборудование для электроэнергетики, промышленной генерации, перспективных АЭС малой мощности – стационарных и плавучих, строящихся атомных ледоколов.
УТЗ входит в холдинг "Интер РАО – Машиностроение" и является одним из ключевых предприятий, создающих промышленный потенциал России. Паровые турбины УТЗ обеспечивают до половины электростанций России и Беларуси, до 70 % - Монголии и 30 % - Казахстана.
https://www.utz.ru/press/news/uralskiy-turbinnyy-zavod-rasshiryaet-lineyku-turbi/
https://energybase.ru/news/companies/uralskij-turbinnyj-zavod-rassiraet-linejku-turbin-2025-09-26
3. Возобновляемая энергетика
Только за один первый квартал 2025 года ЮАР ввела в эксплуатацию 928 МВт СЭС (сентябрь 2025)Согласно данным Южноафриканской ассоциации фотоэлектрической промышленности (SAPVIA), в секторе солнечной энергетики ЮАР зарегистрирован заметный рост в первом квартале этого года, когда было добавлено около 928 МВт новых мощностей СЭС. В этот показатель входит порядка 280 МВт новых мощностей в рамках Программы закупок независимых производителей электроэнергии из возобновляемых источников (REIPPPP) и более 647 МВт реализованных проектов, не вошедших в REIPPPPP. Можно не сомневаться, что в текущем году будет превзойден уровень роста мощностей СЭС в 1,1 ГВт солнечной энергии, достигнутый 2024 году, хотя рекордные 2,6 ГВт били отмечены в 2023 году.
В настоящее время совокупная солнечная мощность ЮАР составляет порядка 9,5 ГВт. При этом имеется ещё портфель проектов СЭС, общая мощность которого составляет больше 10 ГВт (не считая ещё 11 проектов REIPPPP, которые пока еще находятся в стадии строительства).
В этом году правительство ЮАР утвердило генеральный план по развитию в стране возобновляемых источников энергии, в котором поставлена цель развертывать не менее 3 ГВт новых возобновляемых источников в год, с увеличением до 5 ГВт в год к 2030 году.
https://www.pv-magazine.com/2025/09/18/south-africa-deploys-928-mw-of-solar-in-q1/
Китай установил рекордную морскую ветряную турбину (сентябрь 2025)Как сообщает китайский международный новостной телеканал CGTN, Китайская компания Dongfang Electric установила крупнейшую в мире морскую ветряную турбину мощностью 26 мегаватт.
Новый гигант впечатляет своими масштабами. Ступица турбины располагается на высоте 185 метров, диаметр составляет 310 метров, длина лопасти равна 153 метрам. При скорости ветра 9,83 м/с турбина может вырабатывать 62 кВтч электроэнергии за каждый оборот, а в год производить 100 миллионов кВтч.
Все системы управления и ключевые компоненты турбины – производства Китая. В конструкции ветротурбины задействовано более 30 000 различных компонентов. Использованы передовые технологии защиты от коррозии и экстремальных погодных условий, в частности, от тайфунов. Турбина способна выдержать супертайфун со скоростью ветра более 51,4 м/с.
https://maritime-executive.com/article/china-s-dongfang-electric-hoists-26-mw-offshore-wind-turbine-for-testing
https://news.cgtn.com/news/2024-10-13/China-completes-world-s-largest-26-MW-offshore-wind-turbine-1xFxQlK9BWE/p.html
6. Аккумулирование энергии
Китай имеет амбициозные планы строительства к 2027 году 180 ГВт новых накопителей энергии (сентябрь 2025)Китайские власти опубликовали "Специальный план действий по крупномасштабному строительству новых накопителей энергии (2025 - 2027 годы)", в котором поставлена цель установить к 2027 году более 100 ГВт новых аккумуляторных мощностей хранения энергии. План был подготовлен совместно Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC) и Национальным энергетическим управлением (NEA) Китая.
Специальный план действий представляет собой дорожную карту, направленную на поддержку быстрого роста возобновляемых источников энергии за счет расширения емкости батарейных накопителей энергии, обеспечения стабильной работы сети и укрепления безопасности поставок. Ожидается, что за трехлетний период инвестиции в этот сектор достигнут около 250 млрд юаней (более 35 млрд долларов США), что создаст новые возможности для смежных отраслей и технологического прогресса.
Китай уже досрочно перевыполнил свои прежние планы достичь к 2025 году мощности накопителей энергии в 30 ГВт, обеспечив этот показатель на два года раньше А в 2024 году Китай добавил 37 ГВт / 91 ГВт-ч новых мощностей аккумуляторных батарей, что в итоге более чем вдвое увеличило общую мощность по сравнению с предыдущим годом.
Согласно данным Китайского альянса по хранению энергии (CNESA), по состоянию на июнь 2025 года совокупная мощность батарейных накопителей энергии в Китае превысила 100 ГВт, что стало важной вехой, поскольку она впервые обогнала ввод гидроаккумулирующих электростанций.
Новый план действий, связанный с достижением поставленной цели по сокращению выбросов углерода, направлен на увеличение общей мощности систем накопления энергии до 180 ГВт к 2027 году, что вызывается острой необходимостью маневренного регулирования и стабилизации энергосистемы в условиях быстрого развития возобновляемой энергетики. Принятый план призван обеспечить устойчивый рост экономики страны, сделав аккумулирование энергии одним из ключевых элементов модернизации энергосистемы.
https://www.pv-magazine.com/2025/09/12/china-targets-180-gw-of-new-energy-storage-by-2027-in-ambitous-national-plan/
В КНР введена в эксплуатацию крупнейшая гибридная система накопления энергии с суперконденсаторами (сентябрь 2025)Гибридная система накопления энергии (СНЭ) мощностью 100 МВт со сверхбыстрым регулированием частоты успешно подключена к сети в провинции Шаньси (Северный Китай). Данная система рассматривается как крупнейшая в мире установка с комбинацией аккумуляторных батарей и суперконденсаторов. В её состав входят литий-ионные аккумуляторы общей ёмкостью 42 МВт/42 МВтч и набор суперконденсаторов общей мощностью 58 МВт, выдающих энергию за 30 секунд. Площадь объекта составляет около 16 800 квадратных метров. Общий объём инвестиций составил 94 млн долларов.
Разработку проекта и поставку суперконденсаторов выполнила компания Tigstor из Шэньчжэня, генеральным подрядчиком выступило Государственное предприятие Shanghai Tunnel Engineering Co., Ltd.
Ввод в эксплуатацию системы накопления в Шаньси должен обеспечить баланс спроса и предложения в региональной энергосистеме. Благодаря сочетанию суперконденсаторов и литий-ионных аккумуляторов, она обеспечит быстродействие регулирования частоты, что должно снизить риски нестабильности и обеспечить бесперебойную работу сети. Данная разработка рассматривается также как эффективный инструмент интеграции возобновляемых источников энергии в энергосистему, поскольку стабильное регулирование частоты имеет решающее значение при использовании переменных источников генерации электроэнергии, таких как ВЭС и СЭС.
Реализация проекта гибридной системы накопления энергии демонстрирует продолжающийся прогресс в секторе накопления энергии в Китае, показывая, как инвестиции в технологические инновации способствуют повышению надежности и режимной управляемости энергосистемы страны.
https://www.pv-magazine.com/2025/09/18/china-connects-largest-battery-supercapacitor-hybrid-storage-plant/
8. Электротранспорт
В Москве запустили первый в России беспилотный трамвай (сентябрь 2025)3 сентября в Москве был запущен первый в России полностью беспилотный трамвай, который начал перевозить пассажиров по маршруту № 10 "Метро "Щукинская" – Улица Кулакова", став настоящим прорывом в развитии городского транспорта. Более чем за год, с мая 2024 года, его пробег в тестовом режиме составил уже более 8000 км, при этом ни разу не нарушив правила дорожного движения.
В этот же день началось тестирование двух беспилотных трамваев - испытательных лабораторий, с помощью которых отрабатываются новые версии программного обеспечения и ведется обучение искусственного интеллекта.
Запуск первого беспилотного трамвая проходил в три этапа, в рамках которых производились различные тесты. На первом этапе проводились испытания в ночное время без пассажиров с водителем-оператором, который контролировал автоматизированную систему управления и мог в любой момент взять управление на себя. Второй этап включал тестовые поездки с пассажирами: трамвай самостоятельно управлялся системой, а водитель лишь страховал действия вычислительных систем. По итогам успешных испытаний на первых двух этапах было принято решение о третьем этапе – начале регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами.
Новый московский беспилотный трамвай оснащен высокотехнологичной комплексной интеллектуальной системой, позволяющей ему самостоятельно останавливаться, открывать и закрывать двери, соблюдать все сигналы светофоров, пропускать пешеходов, переключать стрелки и строго соблюдать график движения. Система на основе искусственного интеллекта обеспечивает безопасность, практически полностью исключая столкновения с другими транспортными средствами.
В состав комплексной интеллектуальной системы управления московским беспилотным трамваем входит ряд взаимосвязанных интеллектуальных подсистем, в том числе:
– высокоточная карта маршрута (из двух частей – лидарной и векторной);
– сенсорная система, включающая камеры, радары, лидары, а также инерциальную измерительную и навигационную систему;
– система локализации, обеспечивающая непрерывное определение местоположения в пространстве и коррекцию пути движения на основе сравнения с лидарной картой (независимо от системы ГЛОНАСС);
– система компьютерного зрения;
– система обмена информацией о текущих сигналах светофора по технологии V2X (Vehicle-to-Everything) с использованием беспроводной связи с другими участниками дорожного движения;
– система планирования движения, обрабатывающая информацию от других систем трамвая и принимающая решения на основе множества заранее описанных правил управления;
– система предотвращения проскальзывания колес.
Планируется до конца 2025 года запустить еще 3 беспилотных трамвая, к концу 2026 года должно быть уже 15, а к 2030 году предполагается, что примерно 2/3 всего трамвайного парка Москвы (около 300 трамваев) станет беспилотным.
https://www.mos.ru/mayor/themes/13333050/
9. Декарбонизация
Газпром нефть выпустила первую партию российского SAF-топлива (сентябрь 2025)Согласно сообщению нефтеперерабатывающей компании Газпромнефть-Аэро, ПАО "Газпром нефть" разработала и выпустила первую партию авиационного топлива с низким углеродным следом (SAF-топливо).
Справочно. SAF (sustainable aviation fuel) – авиационное топливо с низким углеродным следом. Позволяет сократить до 80 % выбросов парниковых газов в авиации. Изготавливается на основе сложных эфиров и жирных кислот.
Разработку отечественного SAF-топлива обеспечили специалисты технологического центра промышленных инноваций "Газпром нефти" в Санкт-Петербурге. Ими создана необходимая рецептура SAF-топлива на основе авиакеросина с добавлением биокомпонента, соответствующего международным экологическим стандартам для авиаперевозок. В технологии используется синтез сложных эфиров из возобновляемого органического сырья под воздействием водорода. В качестве сырья применяется отработанное фритюрное масло и животные жиры. В результате получается топливо, сопоставимое по эксплуатационным характеристикам с традиционным авиационным топливом и обладающее при этом улучшенными экологическими свойствами.
https://aero.gazprom-neft.ru/press-center/news/zelenaya-aviatsiya-uchenye-gazprom-nefti-razrabotali-tekhnologiyu-proizvodstva-ekologichnogo-aviatsi
https://neftegaz.ru/news/petroleum-products/898783-gazprom-neft-vypustila-pervuyu-partiyu-rossiyskogo-saf-topliva/
Потенциал геологического захоронении углекислого газа оказался значительно переоценен (сентябрь 2025)Большая группа западных учёных под руководством Мэттью Гиддена (Matthew Gidden) из Международного института прикладного системного анализа в Лаксенбурге, Австрия, опубликовала в журнале Nature статью, в которой показано, что если использовать все подходящие пласты горных пород на земном шаре для захоронения CO2, то таким способом удастся избавиться от порядка 1460 гигатонн углекислого газа. Это значительно меньше ранее сделанных оценок и потенциально позволит сократить повышение глобальной температуры не более чем на 0,4 - 0,7 °С.
Рост концентрации СО2 газа в атмосфере ведет к увеличению средней температуры и другим негативным проявлениям глобального потепления климата – например, волнам жары, экстремальным осадкам и засухам. Для снижения концентрации СО2 в атмосфере земли необходимо сократить выбросы углекислого газа и других парниковых газов от сжигания топлива и других технологических процессов, а также желательно удалить из атмосферы хотя бы часть CO2, который в ней уже накопился. С этой целью предлагается стимулировать природные экосистемы поглощать больше углерода, или же начать работы по геологическому хранению углерода по технологии CCS (carbon capture and storage).
Для оценки глобального потенциала геологического хранения углерода ученые создали подробную мировую карту седиментационных бассейнов, подходящих для закачки и длительного хранения СО2, а затем исключили из нее полюса, сейсмические зоны, особо охраняемые природные территории, исключительные экономические зоны, спорные территории и 25-километровые буферные зоны вокруг крупных населенных пунктов.
Если первоначальная оценка физически возможного потенциала хранения CO2 в седиментационных породах составляла 11800 гигатонн, то после исключения всех районов, где геологическое хранение может оказаться опасным, предполагаемый потенциал хранения сократился до 1460 гигатонн. Это значительно меньше (в десятки раз) ранее выполненных научных оценок (от 8 до 55 тысяч гигатонн). Удаление такого количества СО2 позволит снизить среднюю температуру не более чем на 0,7 °С, а по осторожной оценке – не более чем на 0,4 °С. Это означает, что потенциал геологического хранения углерода и оказался значительно переоцененным.
Однако и природно-климатические решения тоже вряд ли существенно помогут в решении климатической проблемы. Так, недавние оценки показали, что для компенсации выбросов СО2 от сжигания ископаемого топлива необходимо высадить новый лес на площади, в полтора раза большей площади России, хотя при этом часть земель придется изъять у сельского хозяйства, а на части земель лес не будет расти вследствие дефицита азота и фосфора.
https://www.nature.com/articles/s41586-025-09423-y#citeas
https://nplus1.ru/news/2025/09/05/carbon-storage
10. Энергостратегия и энергополитика
В Китае принят новый закон об атомной энергии (сентябрь 2025)В начале сентября на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей был принят новый закон об атомной энергии, направленный на поддержку исследований, разработок и мирного использования атомной энергии.
В законе отмечается, что Китай обеспечивает мирное использование атомной энергии, поощряет международные обмены и сотрудничество в этой области, а также выступает за обмен достижениями в соответствующих областях. Подчеркивается, что страна продолжит выполнять обязательства по международным договорам, которые она подписала или к которым присоединилась.
Четко излагается позиция Китая в отношении всех форм распространения ядерного оружия. Подчеркивается важность предотвращения угроз ядерного терроризма и реагирования на эти угрозы, а также содействия созданию справедливой, совместной и взаимовыгодной международной системы ядерной безопасности.
Закон предусматривает создание системы физической ядерной безопасности для повышения безопасности при проведении исследований, разработок и использования атомной энергии. Эта система предусматривает усиление надзора за ядерной и радиационной безопасностью и предотвращение соответствующих рисков.
Закон вступит в силу 15 января 2026 года.
https://en.people.cn/n3/2025/0913/c90000-20365767.html
11. Нормативно-правовые документы
В России упрощён порядок технологического присоединения к электросетям для малого и среднего бизнеса (сентябрь 2025)Постановлением правительства РФ от 20 августа 2025 года № 1246, внесены поправки в Правила технологического присоединения к электрическим сетям. Теперь предприятия малого и среднего бизнеса могут осуществлять технологическое присоединение своих объектов к электросетям без оформления бумажного договора. Это касается категории потребителей, которым для подключения объектов необходимы мощности от 150 кВт до 670 кВт.
Прежде заявителям было необходимо возвращать в сетевую организацию подписанные со своей стороны документы, оформляемые при присоединении. Это вело к дублированию, увеличению времени обработки и усложнению деятельности организаций с обеих сторон. Теперь, чтобы получить услугу по техприсоединению к электрическим сетям, заявители должны подать заявку в электронном виде и оплатить выставляемый электросетевой организацией счёт, с момента оплаты которого договор будет считаться заключённым. Все необходимые документы о присоединении сетевая организация самостоятельно выгрузит в личный кабинет заявителя на сайте электросетевой компании или на портал госуслуг. При этом никаких подписей со стороны заявителя не требуется.
Такое взаимодействие заявителей с электросетевой организацией значительно упрощает процедуру подключения к электросетям.
http://government.ru/news/56011/
