INSTITUT ENERGETIKI LOGO

Прогноз развития энергетики мира и России 2019

Серия исследований "Мировая энергетика"

Серия исследований "Энергетика России"

Модельно-информационный комплекс SCANER

Новое в энергетике

Базовая кафедра Системных исследований энергетических рынков

СОВЕТ по приоритетному направлению НТР РФ

Научный совет ОЭММПУ РАН по системным исследованиям в энергетике

Школа молодых ученых

Национальный проект Наука и университеты

Главная » Национальный проект «Наука и университеты»


XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться. Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:
- Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
- Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
- Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
- Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)
Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.
Мероприятия направлены на:
1. обеспечение доступности высшего образования;
2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;
3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

В 2024 году:
● 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
● 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
● 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
● 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.
● 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.
● 900 молодежных лабораторий.
● 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
● 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.
● 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
● 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
● 156 лабораторий мирового уровня.
● 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.


Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)
Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.
Мероприятия направлены на:
1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;
2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В 2024 году:
● 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
● 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.
● 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
● 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
● 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
● 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
● 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
● 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
● 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
● 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
● 4 международных математических центра мирового уровня.
● Сеть из 3 биоресурсных центров.
● 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
● Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
● Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.

Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)
Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.
Мероприятия направлены на:
1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;
2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

В 2024 году:
● Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
● 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:
➢ формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;
➢ повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;
➢ содействия региональному развитию.
● 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
● Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
● Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
● Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
● Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.

Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)
Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.
Мероприятия направлены на:
1. обновление приборной базы ведущих организаций;
2. продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;
3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

В 2024 году:
● 19 инжиниринговых центров.
● 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
● Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
● 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
● Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
● Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
● Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
● Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
● Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
● Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
● Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
● Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
● Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
● Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
● Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.
Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.
В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:
- Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
- Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
- Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
- Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)
Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.
Мероприятия направлены на:
1. обеспечение доступности высшего образования;
2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;
3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

В 2024 году:
● 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
● 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
● 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
● 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.
● 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.
● 900 молодежных лабораторий.
● 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
● 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.
● 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
● 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
● 156 лабораторий мирового уровня.
● 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.

Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)
Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.
Мероприятия направлены на:
1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;
2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В 2024 году:
● 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
● 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.
● 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
● 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
● 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
● 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
● 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
● 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
● 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
● 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
● 4 международных математических центра мирового уровня.
● Сеть из 3 биоресурсных центров.
● 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
● Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
● Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.

Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)
Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.
Мероприятия направлены на:
1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;
2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.


В 2024 году:
● Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
● 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:
➢ формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;
➢ повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;
➢ содействия региональному развитию.
● 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
● Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
● Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
● Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
● Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.

Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)
Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.
Мероприятия направлены на:
1. обновление приборной базы ведущих организаций;
2. продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;
3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

В 2024 году:
● 19 инжиниринговых центров.
● 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
● Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
● 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
● Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
● Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
● Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
● Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
● Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
● Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
● Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
● Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
● Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
● Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
● Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».