INSTITUT ENERGETIKI LOGO

Прогноз развития энергетики мира и России 2019

Серия исследований "Мировая энергетика"

Серия исследований "Энергетика России"

Модельно-информационный комплекс SCANER

Новое в энергетике

Базовая кафедра Системных исследований энергетических рынков

СОВЕТ по приоритетному направлению НТР РФ

Прогноз НТР развития отраслей ТЭК РФ на период до 2035 г.

Научный совет ОЭММПУ РАН по системным исследованиям в энергетике

Школа молодых ученых 2021 - Приоритеты НТР энергетики России

Главная » 2. Электроэнергетика и теплоснабжение

Электроэнергетика и теплоснабжение



“Силовые машины” создали первую российскую тихоходную турбину для АЭС (1-10 июля 2021)

Пресс-служба компании «Силовые машины» сообщила успешном испытании На Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ, филиал «Силовых машин») головного образца отечественной тихоходной турбины мощностью 1255 МВт. Освоение этой технологии сделало ЛМЗ единственным в мире предприятием, изготавливающим сегодня как в быстроходные, так и тихоходные мощные паровые турбины.

Турбина спроектирована и разработана сотрудниками специального конструкторского бюро ЛМЗ «Турбина» с учетом требований инновационного проекта «ВВЭР-ТОИ» (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информационный). По информации «Силовых машин», характеристики основных узлов турбины позволят в будущем создать на ее базе машину, применение которой будет возможно в блоке с единичной мощностью 1 600-1 800 МВт. Ранее продуктовая линейка ЛМЗ для АЭС была представлена только быстроходными турбинами максимальной мощностью 1200 МВт.

Производство головного образца тихоходной турбины большой мощности – это важнейшее достижение российского энергомашиностроения, позволяющее компании «Силовые машины» выйти на конкурентный мировой рынок тихоходных турбин большой мощности.

https://power-m.ru/press-center/news/silovye-mashiny-izgotovili-pervuyu-rossiyskuyu-tikhokhodnuyu-turbinu-dlya-aes/




«Силовые машины» приступили к разработке турбины на водородном топливе (1-10 июня 2021)

В интервью телеканалу РБК владелец компании «Силовые машины» Алексей Мордашов сообщил, что компания начала осваивать производство турбин на водородном топливе.

«Мы не только сейчас газовые турбины осваиваем, но уже задумываемся о водородном топливе. То есть мы точно будем двигать «Силовые машины» в эту сторону», — заявил он. Ранее немецкая компания Siemens, совладелец совместного с «Силовыми машинами» совместного предприятия «Сименс Технологии газовых турбин» (СТГТ) заявила, что планирует модернизировать существующую промышленную газовую турбину SGT-400 для работы на водороде.

А в конце прошлого года сообщалось, что «Силовые машины» и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева начинают совместную разработку первой в России газовой турбины на метано-водородном топливе с увеличением мощности газотурбинной установки примерно на 10% при доле водорода в топливной смеси 40-50%.

https://www.rbc.ru/business/05/06/2021/60bb57a39a794763ccbc70b6

https://ssau.ru/news/18735-samarskiy-universitet-i-silovye-mashiny-razrabotayut-pervuyu-v-rossii-gazoturbinnuyu-ustanovku-na-metano-vodorodnom-toplive





Doosan Heavy подписала меморандум о взаимопонимании по проекту строительства водородной газовой турбины в Корее (1-10 июня 2021)

3 июня Doosan Heavy подписала меморандум о взаимопонимании с Korea East-West Power, Ulsan Metropolitan City и SK Gas по проекту разработки водородной газовой турбины.

Город Ulsan Metropolitan City окажет административную поддержку по созданию необходимой инфраструктуры, для газотурбинного бизнеса, а компания Korea East-West power обеспечит демонстрацию водородной газовой турбины. В то же время SK gas должен будет обеспечить необходимые поставки водорода, а Doosan будет отвечать за разработку технологий водородных газовых турбин и их поставку.

Все подписавшие Меморандум стороны будут участвовать в реализации демонстрационного проекта на Ульсанской парогазовой электростанции, в котором планируется к 2027 году модернизировать эксплуатируемую уже более 25 лет газовую турбину, превратив ее в водородную газовую турбину мощностью 270 МВт. Ожидается, что этот проект водородной газовой турбины будет первым в своем роде в Корее.

https://www.h2-view.com/story/doosan-heavy-signs-mou-to-build-hydrogen-gas-turbine-project-in-korea




Японская компания KHI строит небольшую водородно-газовую электростанцию (1-10 июня 2021)

Японская инжиниринговая компания Kawasaki Heavy Industries (KHI) планирует ввести в августе текущего года для нефтеперерабатывающего завода Seibu Oil маломасштабный энергоблок, работающий на водороде и регазифицированном СПГ.

Мощность блока составит 34 МВт, он будет использовать смесь 20-50% водорода с природным газом. Этот проект является первым коммерческим водородным проектом KHI. Ранее (в 2017 г.) компания построила когенерационную установку по производству водорода мощностью 1 МВт в Кобе в западной японской префектуре Хего.

Японский компания Erex также разрабатывает небольшую водородную электростанцию мощностью 360 кВт, которая должна быть пущена в начале 2022 года. По данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, это будет первая в Японии коммерческая водородная электростанция.

https://www.argusmedia.com/en/news/2220650-japans-khi-builds-hydrogengas-power-unit

https://energynews.biz/erex-to-build-japans-first-commercial-hydrogen-power-plant




В Германии в новостройках устанавливается больше тепловых насосов, чем газовых котлов (1-20 мая 2021)

Структура теплоснабжения в Германии, также как и структура электроснабжения, постепенно меняется. По данным Союза энергетического и водного хозяйства, объединяющего предприятия электроэнергетики и газовой отрасли Германии, количество новых квартир, в которых в 2020 году установлены тепловые насосы (35,5%), впервые превзошло число квартир, в которых установили газовые котлы (33,3%). В случае газовых котлов речь идёт и о котлах, работающих не только на природном газе, но и на биогазе. В начале 2021 года тенденция усилилась. Установка тепловых насосов опосредованно стимулируется массовым внедрением солнечных панелей в жилых зданиях. В настоящее время около половины всех жилых домов (квартир) в Германии отапливается природным газом. Около четверти всех квартир до сих пор используют дизельные котлы на нефтепродуктах, они будут меняться в первую очередь, в том числе, и на газовое оборудование. Отмечается, что, хотя трансформация в теплоснабжении и идёт, процесс этот медленный.

https://www.bdew.de/service/daten-und-grafiken/entwicklung-beheizungsstruktur-wohnungsneubau/

https://gisprofi.com/gd/documents/v-2020-g-v-novostrojkah-frg-ustanavlivalos-bolshe-teplovyh-nasosov-chem.html




Подводный кабель соединит Африку с Великобританией для передачи ВИЭ электроэнергии (21-30 апреля)

Британская компания Xlinks планирует соединить Марокко и Великобританию подводным кабелем длиной 3800 км для передачи электроэнергии.

Согласно PV Magazine, Xlinks планирует построить в Марокко энергетический ВИЭ-комплекс мощностью 10,5 ГВт. Он будет связан с хранилищем энергии мощностью 5 ГВт / 25 ГВт-ч (гигаватт-часов) в североафриканской стране. Эта энергия будет продаваться в Великобританию через высоковольтный кабель постоянного тока, соединяющий Марокко с несколькими местами в Уэльсе и Девоне, Великобритания.

Комплекс будет состоять из 7 ГВт солнечных и 3,5 ГВт ветровых мощностей. Планируется, что первая очередь мощностью 1,8 ГВт будет запущена в начале 2027 года, а второй кабель должен быть введен в строй в 2029 году.

Xlinks отмечает, что производство солнечной энергии в Великобритании зимой находится на низком уровне, когда спрос на энергию самый высокий, а выработка ветровой энергии может сильно варьироваться от недели к неделе.Поэтому для компании очевидным решением является размещение солнечной и ветровой генерации в Сахаре. Поскольку «Сахара извлекает выгоду от высокого уровня солнечного излучения в течение всего года», можно надежно вырабатывать электричество каждый день, в том числе зимой.
Что касается ветроэнергетики, «выбранные места для ветровых электростанций извлекают выгоду из надежного атлантического ветра, который является частью иной, чем в Великобритании, погодной системы», — поясняется на сайте компании.

Источники:

https://www.pv-magazine.com/2021/04/22/submarine-cable-to-connect-10-5-gw-wind-solar-complex-in-morocco-to-the-uk-grid/

https://renen.ru/podvodnyj-kabel-soedinit-afriku-s-velikobritaniej-dlya-peredachi-vie-elektroenergii/





«РОССЕТИ ФСК ЕЭС» начала строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи (11-20 апреля)

Новый энерготранзит свяжет основные питающие подстанции Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, где проживает более 400 тыс. человек. Проект не имеет аналогов в России и за рубежом по протяжённости – 2,5 км. Применение высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии постоянного тока (линии ВТСП) позволит передавать до 50 МВт мощности на среднем напряжении 20 кВ, свести к минимуму потери, повысить надёжность и качество электроснабжения потребителей.

Строительство линии ВТСП включает несколько этапов: на территории подстанций 330 кВ «Центральная» и 110 кВ «РП-9» будут возведены здания преобразовательных устройств, саму линию проложат открытым способом в траншее под землей, также предусмотрена бестраншейная прокладка методом направленного бурения скважин. Для соединения участков кабеля применят специальные муфты, для которых будут установлены герметичные монолитные колодцы с возможностью круглогодичного доступа персонала.

Стоимость проекта, включая разработку пилотной линии ВТСП и испытания на собственном полигоне «НТЦ Россети ФСК ЕЭС», составляет 3,5 млрд рублей. Строительство будет завершено в 2023 году.

Основное отличие линии ВТСП от существующих ЛЭП – применение сверхпроводникового материала, сопротивление которого исчезает при охлаждении ниже 77 К. За счёт этого потери энергии при транспортировке сводятся практически к нулю. В состав объекта входит двухконтурная система криогенного обеспечения протяжённостью 5 км. Это также уникальный показатель, поскольку нигде в мире пока не создана аналогичная система охлаждения. Основное преимущество заключается в том, что в условиях плотной городской и исторической застройки появляется возможность передать большую мощность, не нарушая ландшафт. Также технология может быть эффективна при строительстве кольцевых схем и энергомостов, для передачи энергии ГЭС и АЭС.

Источники:

https://www.ntc-power.ru/news/novosti-kompaniy/rosseti-fsk-ees-nachala-stroitelstvo-krupneyshey-v-mire-vysokotemperaturnoy-sverkhprovodyashchey-lin/

https://minenergo.gov.ru/node/20567




Газовая турбина ГТЭ-170.1 получила официальный статус инновационного энергооборудования (1-10 апреля)

Газовая турбина большой мощности ГТЭ-170.1 производства «Силовых машин» первой в России получила статус инновационного энергетического оборудования. Минпромторгом РФ по результатам проведенной проверки выдан соответствующий документ.

Материалы, представленные «Силовыми машинами», подтвердили полное соответствие газовой турбины ГТЭ-170.1 требованиям Правительства РФ, предъявляемым к инновационному энергетическому оборудованию. Для первого типа турбины (ГТЭ-170.1) АО «Силовые машины» в полном объеме разработана конструкторская и технологическая документация, выполнена подготовка и ведется изготовление головного образца турбины. Совместно с ведущими отраслевыми институтами разрабатывается система удаленного мониторинга и предиктивной диагностики турбины.

Наличие инновационного статуса дает возможность генерирующим компаниям применять ГТЭ-170.1 производства «Силовых машин» в проектах модернизаций ТЭС с использованием инновационного энергетического оборудования. Освоение технологии производства газовых турбин российскими производителями позволит снизить зависимость отечественной энергетики от импорта и обеспечит энергетическую и технологическую безопасность государства.

Источник:

https://power-m.ru/press-center/news/gazovaya-turbina-gte-170-1-proizvodstva-silovykh-mashin-poluchila-ofitsialnyy-status-innovatsionnogo/