Водородная энергетика

Согласно недавнему сообщению американской консалтинговой компании Information Trends число коммерческих водородных заправочных станций в настоящее время превысило 1000 единиц. При этом в Китае расположено больше водородных заправочных станций, чем в любой другой стране и их количество составляет около трети от общего числа по всему миру. Второе место в мире после Китая занимает Япония, на третьем месте находится Южная Корея. Растет число водородных заправочных станций и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего в Австралии, Новой Зеландии и Индии).
Соединенные Штаты имеют всего около 100 пунктов водородной заправки автомобилей. В Европе единственной страной, имеющей более 100 действующих водородных заправочных станций, является Германия. Однако, поскольку многие страны по всей Европе начинают активно внедряют использование водорода на транспорте, в них также начинается строительство водородных станций. К числу таких стран относятся Франция, Великобритания, Словения, Нидерланды, Швейцария и Испания.
Начинается соответствующее движение и в странах Ближнего Востока и Африки (по крайней мере один пункт заправки водородом создан в тридцати странах.
Отмечается, что большинство водородных заправочных станций ориентированы на заправку легковых автомобилей на топливных элементах. Однако, начинает расти число мест коммерческой заправки водородом грузовых транспортных средств, морских судов и железнодорожных локомотивов.
https://www.hydrogenfuelnews.com/hydrogen-stations-china/8556933/

Вице-премьер Александр Новак, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Олег Аксютин, и генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв подписали соглашения о намерениях в целях развития высокотехнологичного направления «Развитие водородной энергетики».
Механизмом реализации соглашений является подготовленная межведомственной рабочей группой соответствующая «дорожная карта» на период до 2030 года. В основу «дорожной карты», утверждённой решением межведомственной рабочей группы (МРГ) по развитию водородной энергетики в РФ легла «Комплексная программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года», разработанная Российским энергетическим агентством Минэнерго России с широким участием представителей Минэнерго России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, и экспертов ряда крупнейших российских компаний.
В «дорожную карту» входит более 20 проектов разработки, совершенствования и внедрения технологий получения, транспортировки и хранения водорода. Планируется создание 3-х опытных полигонов, предусматриваются мероприятия по обеспечению безопасности эксплуатации водородного оборудования и транспорта, а также разработки необходимой нормативной базы.
Распоряжением Правительства от 16 января курировать вопросы развития водородной энергетики и реализации данного и других подобных соглашений назначен вице-премьер РФ Александр Новак.
https://rosenergo.gov.ru/cur_news/2023-01-18/864/
http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1674792042

28 декабря 2022 года первый в мире пассажирский поезд на водородном топливе, разработанный совместно «CRRC Changchun» и «Chengdu Railway Group», сошел с конвейера в Синьцзиньчэнду (Китай).
Поезд, развивающий скорость до 160 км/час, оснащен встроенной системой питания «Hydrogen power» (в виде комбинации водородных топливных элементов и суперконденсаторов), которая позволяет ему проехать до 600 километров на один заряд. Поезд может перевозить до 1502 пассажиров. Он оснащен автоматической интеллектуальной системой вождения (запуск, старт, остановка, возврат в депо), а также множеством интеллектуальных систем мониторинга и датчиков, обеспечивающих повышение безопасности движения.
https://fuelcellsworks.com/news/worlds-first-hydrogen-train-with-a-speed-of-160-kilometers-per-hour-rolled-out-in-china

На Кольской АЭС новая электролизная установка отечественного производства компании «Поликом» произвела водород, использующийся для охлаждения турбогенераторов станции (ранее для этой цели водород производился электролизёрами старого типа – щелочными). В новом электролизере водород производится по более эффективной технологии с использованием протонообменных мембран.
Электролизер представляет собой полностью готовую установку в контейнерном исполнении, которая монтируется на бетонной площадке. Надёжность и безопасность работы установки обеспечивается специальной системой глубокой очистки воды от вредных примесей и деионизации. Установка производит водород чистотой 99,999%. Имеющийся на Кольской АЭС опыт по обращению с водородом обеспечил решение Росатома о создании на данной АЭС пилотной площадки для широкомасштабного производства водорода в России. Создание соответствующего стендового-испытательного комплекса запланировано на 2025 год.
https://www.rosatom.ru/journalist/news/na-kolskoy-aes-proizveli-pervyy-vodorod-na-novom-otechestvennom-elektrolizere/

По прогнозу международной консалтинговой компании McKinsey, к 2050 году глобальный спрос на водород может достичь 660 миллионов тонн. При этом богатые углеводородами страны имеют наибольший потенциал удовлетворения глобального спроса на чистый водород. Отмечается, что такие страны смогут удовлетворять быстро растущий спрос, используя развитую экономику, опыт крупных энергетических проектов в дополнение к своим значительным ресурсам ВИЭ и малоуглеродных энерготехнологий, а также развитую внутреннюю и экспортную инфраструктуру. Они смогут эффективно производить и продавать как «зеленый», так и «синий» водород.
Однако McKinsey признает, что, хотя существующая инфраструктура и значительный опыт обеспечивают надежную основу, для достижения широкомасштабного промышленного производства водорода требуются значительные инвестиции. При этом ожидается, что к 2030 году стоимость производства «зеленого» и «синего» водорода значительно сократится, поскольку цены на электролизеры продолжают падать.
https://www.mckinsey.com/industries/oil-and-gas/our-insights/the-clean-hydrogen-opportunity-for-hydrocarbon-rich-countries
https://www.hydrogenfuelnews.com/hydrogen-demand-hrcs-study/8556127

Британская компания Rolls-Royce успешно провела испытания водородного реактивного двигателя, что явилось значительным успехом, поскольку водородное топливо впервые было успешно использовано для приведения в действие обычного авиационного двигателя Rolls-Royce AE 2100-A. Переоборудованный водородный реактивный двигатель был создан Rolls-Royce в сотрудничестве с компанией EasyJet. После серии дальнейших испытаний планируется поставить один из таких переоборудованных двигателей на летающем самолете.
Для авиационной промышленности сокращение выбросов парниковых газов является важной и в то же время нелегкой задачей. По оценкам, только один дальнемагистральный рейс производит больше выбросов диоксида углерода, чем один человек производит за год. А учитывая, что по всему миру ежегодно совершаются десятки миллионов рейсов, использование традиционное реактивного топлива дает весомый вклад в выбросы парниковых газов. Поэтому использование водорода в авиации является весьма серьезной альтернативой.
https://www.hydrogenfuelnews.com/hydrogen-jet-engine-rolls-royce/8556169

Индийско - американская компания Transparency Market Research (TMR) прогнозирует, что мировой рынок экологически чистого водорода увеличится с 2,14 млрд долларов в 2021 до 135,73 млрд долларов к 2031 году (CAGR - 51,6%), что означает рост за десятилетний период на 6243%.
Аналогично в апреле 2022 года американская аналитическая компания Guidehouse Insights оценила, что мировое производство электролизеров, производящих экологически чистый водород используя электроэнергию ВИЭ, увеличится к 2031 году почти на 8 000%.
Отмечается, что «зеленый» водород рассматривается в качестве наиболее приемлемого варианта в ряде отраслей для достижения высоких чистых нулевых целей. Предполагается, что в основном в течение следующих десяти лет для производства экологически чистого водорода будет использоваться солнечная энергия, при этом в процессе электролиза будет в основном использоваться хорошо отработанный бесщелочной PEM-электролиз воды на протон обменной мембране (твёрдая полимерная мембрана, обладающая протонной проводимостью - Proton Exchange Membrane).
https://www.rechargenews.com/energy-transition/global-green-hydrogen-market-to-grow-by-more-than-6-000-by-2031-says-new-study/2-1-1271676

Хотя теоретически любая страна может производить свой собственный водород, некоторые смогут делать это намного дешевле, чем другие. В исследовании, выполненном в рамках Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) рассмотрены основные факторы, определяющие затраты на транспортировку водорода, которые будут влиять на возникающий глобальный рынок водорода. Ожидается, что к 2050 году водород составит 12% конечного спроса на энергию. При этом стоимость транспортировки водорода на большие расстояния должна достичь уровня ниже 1 долл./кг (после того как будет достигнут эффект масштабирования и сформированы цепочки поставок). В результате до 25 % глобального спроса на водород будет удовлетворяться за счет мировой торговли. Особо отмечается, что для достижения этих целей потребуются соответствующая инфраструктура, нормы регулирования, модели возмещения затрат, финансирование и мобилизация капитала, сертификация, развитый глобальный рынок и глобальная координация.
И хотя водород за счет электролиза с использованием возобновляемой электроэнергии, может быть произведен практически в каждой стране, ограничения на доступность земли или высокая внутренняя стоимость возобновляемой электроэнергии могут привести к тому, что импорт энергии станет привлекательным для многих стран. При этом, конечно, разница в затратах на производство водорода между странами должна быть больше, чем расходы на его транспортировку. Ожидается, что транспортные расходы снизятся по мере расширения возможностей экспорта-импорта, совершенствования технологий и создания глобальных цепочек поставок. А стоимость производства водорода будет снижаться по мере увеличения глобальных мощностей возобновляемых источников энергии.
Отмечается, что наиболее перспективными вариантами транспортировки водорода являются использование перевозки жидкого водорода, аммиака, и передачи газообразного водорода по трубопроводам. Предполагается, что торговля водородом примерно поровну будет распределяться между водородными трубопроводами и судами с жидким водородом и аммиаком. Оценки показывают, что для предполагаемого масштаба торговли водородом потребуется инвестировать не менее 4 трлн долларов США для ввода 10,3 ТВт возобновляемых мощностей, 4,4 ТВт электролизеров и 1,6 ТВт-ч батарейных накопителей.
Авторы работы отмечают, что глобальная торговля водородом сегодня пока ещё далека от реальности. Следует создать новую инфраструктуру, опираясь на существующие порты и хранилища аммиака, а также существующие трубопроводы природного газа. При этом на ранней стадии развертывания рынка водорода необходимо обеспечить конкретные политические стимулы.
https://energypost.eu/what-will-an-international-marketplace-for-hydrogen-look-like

Французская газовая компания Air Liquide ввела в эксплуатацию крупнейший завод по производству жидкого водорода в Северном Лас-Вегасе, штат Невада. Стоимость завода составила 250 миллионов долларов. Его производительность составляет до 30 тонн жидкого водорода в день, что полностью покрывает потребности близлежащих штатов в водороде. Для производства водорода будет использоваться энергия ВИЭ, а также природный газ, что соответствует Калифорнийскому стандарту низкоуглеродного топлива.
Водородный завод в Северном Лас-Вегасе ускорит развитие водородной экономики и приблизит достижение цели Air Liquide по утроению продаж водорода до 6,5 миллиардов долларов к 2035 году.
https://www.pipeline-journal.net/news/air-liquide-inaugurates-its-worlds-largest-liquid-hydrogen-production-facility-us

Европейские производители электролизеров на встрече с комиссаром ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретоном в Брюсселе обсудили возможности увеличения мощности промышленности по производству электролизеров, используемых для производства чистого водорода. Была подписана Совместная декларация, в которой руководители соответствующих промышленных предприятий обязуются десятикратно увеличить к 2025 году мощности по производству электролизеров до 17,5 ГВт и продолжить их дальнейшее увеличение в соответствии с прогнозируемым спросом на возобновляемый водород, что позволит ЕС к 2030 году ежегодно производить порядка 10 миллионов тонн возобновляемого водорода.
В декларации также отмечается необходимость совместных действий по созданию благоприятной нормативно-правовой базы, облегчению доступа к финансированию и продвижению эффективных цепочек поставок.
https://www.greencarcongress.com/2022/05/20220510-electrolyzers.html

Электростанция Long Ridge Energy Terminal в Ганнибале, штат Огайо, начала успешно сжигать водородную смесь. Это показали испытания, проведенные совместно компанией Дженерал Электрик 30 марта 2021 года на новой парогазовой установке (ПГУ) мощностью 485 МВт (введенной в эксплуатацию в октябре 2021 года).
Первоначально используемая в ПГУ газовая турбина GE 7HA.02 проектировалась на возможность сжигать 15-20% водорода по объему, но теперь ожидается, что она сможет сжигать до 100% водорода после ряда модернизаций.
https://www.longridgeenergy.com/about
https://www.ge.com/news/reports/hurray-for-hydrogen-this-new-ohio-power-plant-successfully-used-hydrogen-to-generate
https://www.power-eng.com/hydrogen/ge-powered-gas-fired-plant-in-ohio-now-burning-hydrogen

Немецкая компания Linde Engineering официально запустила демонстрационный проект по отделению водорода от природного газа на первой полномасштабной пилотной установке в Дормагене, Германия.
В процессе используется модуль экстракции HISELECT® Linde, работающий по мембранной технологии Evonik. Данный процесс экстракции считается ключевым фактором для сценариев, в которых водород смешивается с природным газом и транспортируется по трубопроводам природного газа. Смесь газов может содержать от 5 до 60 процентов водорода. Извлекаемый водород может иметь концентрацию до 90 процентов. В дальнейшем с помощью технологии адсорбции под давлением (PSA) компании Linde Engineering можно достичь чистоты до 99,9999 процента.
https://www.linde-engineering.com/en/news_and_media/press_releases/news20220120.html

ООО «НПО «Центротех» (предприятие Топливной компании Росатома «ТВЭЛ», г. Новоуральск Свердловской области) разработал линейку электролизных установок для производства водорода производительностью от 5 до 40 нормальных кубических метров в час (Нм3/ч).
Данная разработка, не имеющая аналогов в России, выполнена по заказу АО «Концерн Росэнергоатом» в рамках инвестиционного проекта по созданию отечественных технологий для крупномасштабного производства водорода. В ней используются только отечественные компоненты. Опытный образец производительностью 5 Нм3/ч уже прошел заводские испытания. Основные характеристики установки: удельное энергопотребление для производства 1 Нм3 водорода с чистотой 99,9% и давлением 1,5 МПа - менее 4 кВт*ч; обеспечиваются необходимые характеристики и безопасность эксплуатации от нулевого уровня до 115% номинальной производительности. Блочно-модульная конструкция позволяет начать изготовление электролизных установок производительностью до 40 Нм3/ч. Специалисты НПО «Центротех» работают также над созданием электролизных установок большей производительности, которые будут использоваться для крупнотоннажного промышленного производства товарного водорода.
После полного цикла испытаний и сертификации первые опытно-промышленные электролизные установки будут поставлены (ориентировочно в конце 2023 года) на Кольскую АЭС в Мурманской области, где Росатом создает комплекс по производству водорода с использованием электроэнергии атомной станции.
https://tvel.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=9179

Компания Госкорпорации Росатом Rusatom Overseas и Международная компания Air Liquide представили Правительству Сахалинской области результаты завершенного технико-экономического обоснования строительства комплекса по производству водорода на острове Сахалин. Сейчас компании приступают к следующему этапу проекта - FEED (front end engineering design – предварительное проектирование).
Правительство Сахалинской области отмечает важность данного проекта для развития региона. Проект реализуется в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного сторонами в апреле 2021 года. Планируемый комплекс является частью масштабного проекта по созданию и развитию водородного кластера в Сахалинской области. При этом предполагается создание эффективной цепочки поставок водорода на зарубежные рынки.
Многие компании стран Азиатско-Тихоокеанского региона заинтересованы в развитии водородной экономики и соответственно в импорте водорода из России.
https://strana-rosatom.ru/2022/02/15/rusatom-oversiz-i-air-liquide-zavershili-tehn
https://rusatom-overseas.com/media/news/rusatom-overseas-and-air-liquide-completed-a-feasibility-study-for-the-construction-of-a-hydrogen-pr.html

Китайские компании в течение 10 лет смогли занять лидирующие позиции в мировой солнечной энергетике. Теперь они стремятся возглавить разработки в другом разделе чистой энергии: водородной энергетики. Ведущие китайские компании в области солнечной энергетики наращивают производство электролизеров-оборудования, необходимого для производства «зеленого» водорода.
Чтобы выйти вперед в глобальной гонке в области водородом, китайские компании следуют той же схеме, которая использовалась ими для доминирования в солнечной энергетике, - снижая цены и производственные затраты, резко увеличивая количество установок и ускоряя разработку новых технологий.
Компания Longi планирует построить 1,5 гигаватта мощностей по производству электролизеров к концу 2022 года, по сравнению с 500 мегаваттами имеющимися в 2021 году. Крупнейший в мире владелец активов в возобновляемой, Государственная энергетическая инвестиционная корпорация, планирует к 2027 году построить 10 гигаватт мощностей по производству электролизеров. По данным BloombergNEF, в 2022 году на долю Китая будет приходиться более 60% электролизных установок по всему миру, при этом рынок увеличится в пять раз по сравнению с 2021 годом.
Тем не менее, несмотря на растущие перспективы, китайские солнечные гиганты сталкиваются с серьезными проблемами в развитии рынка водорода. «Зеленый» водород далек от конкурентоспособности по сравнению с другими видами топлива. Водород, производимый с помощью возобновляемых источников энергии, в настоящее время стоит в Китае не менее 3,22 долл. США/кг, что почти вдвое дороже, чем при использовании угля для производства водорода. А более грязный «серый» водород, производимый из ископаемого топлива, составляет основную часть китайского рынка водорода. Согласно белой книге, опубликованной Китайским водородным альянсом, в 2020 году на него приходилось более 63% по сравнению с 1,5% для зеленого водорода.
Китаю еще предстоит внедрить национальный водородный план, и единственная общегосударственная программа субсидий ограничивается пока поддержкой топливных элементов, напрямую стимулирующих потребление водорода. Китайские специалисты надеются, что правительство введет программы субсидий, которые установят базовые цены на водород, производимый с помощью возобновляемых источников энергии, и ожидают, что рост стоимости выбросов углерода в Китае может увеличить потребление зеленого водорода. Они также прогнозируют, что в ближайшие три-пять лет цена на электролизеры упадет более чем на 30%.
https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-12-12/china-s-solar-giants-make-a-bid-to-dominate-hydrogen-power

Компания Everfuel сообщила, что собирается начать строительство крупнейшего в Европе электролизера, который позволит производить около восьми тонн «зеленого» водорода в день. Компанией объявлено о получении разрешения на строительство электролизера HySynergy Phase I мощностью 20 МВт, который будет построен для завода во Фредерисии в Дании.
Завершение этапа I строительства ожидается в середине 2022 года. Компания HySynergy создаст крупномасштабное производство и хранилище экологически чистого водорода, что также будет способствовать сокращению выбросов углерода в Европе. Everfuel будет отвечать за проектирование, материально-техническое обеспечение и строительство объекта, который включает в себя объекты для хранения и распределения водорода.
Якоб Крогсгаард, генеральный директор Everfuel, сказал: «Разрешение на строительство приближает нас на один шаг к сокращению выбросов углерода и поддержке перехода к экологически чистым технологиям за счет промышленного производства «зеленого» водорода». «Начало строительства самого большого электролизера в Европе - важный шаг для Everfuel, но наши амбиции намного выходят за рамки электролизера мощностью 20 МВт на Фазе I, поскольку мы уже продвинулись в планировании 300 МВт на Фазе II. Мы с нетерпением ждем сотрудничества с опытным подрядчиком, который будет способствовать строительству крупного объекта в планируемые сроки и в рамках бюджета».
https://www.h2-view.com/story/everfuel-to-begin-construction-of-europes-largest-electrolyser

Главные цели определенные в Концепции развития водородной энергетики, утверждённой Председателем Правительства Михаилом Мишустиным: раскрытие национального потенциала в области производства, применения и экспорта водорода и вхождение России в число стран – лидеров в этой области.
В документе изложены стратегические инициативы, направленные не достижению этих целей – запуск пилотных проектов по выработке «низкоуглеродного» водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, формирование соответствующей инфраструктуры хранения и транспортировки водорода.
Будут созданы как минимум три территориальных производственных кластеров: Северо-Западный, который будет специализироваться на экспорте водорода в страны Европы и на реализации мер по снижению углеродного следа экспортно ориентированных предприятий; Восточный - будет поставлять водород в страны Азии и заниматься развитием водородной инфраструктуры в сфере транспорта и энергетики; Арктический, будет решать задачи обеспечения «низкоуглеродного» электроснабжения российского Заполярья.
Среди развиваемых приоритетных технологий отмечены: получении водорода путем паровой конверсии метана и газификации угля, улавливание углекислого газа, создание водородных энергетических установок для транспорта, строительство водородных заправочных станций, хранение и транспортировка водорода в сжиженном виде.
В документе определены необходимые меры господдержки, такие как специальные инвестиционные контракты, субсидии и компенсации расходов на проведение научных исследований.
Концепция будет реализована несколько этапов. Первый этап, который рассчитан на ближайшие три с половиной года, предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также начало применения водородных энергоносителей на внутреннем рынке. На последующих этапах (до 2035 и 2050 годов) будут открыты крупные экспортно ориентированные производства, произойдет переход к серийному применению водородных технологий в различных секторах экономики.
http://government.ru/news/42971/

По данным ведущей аналитической компании GlobalData, мировые мощности по производству водорода c использованием возобновляемых источников энергии или природного газа с улавливанием углерода могут вырасти более чем в 20 раз, достигнув 14 миллионов тонн в год к 2030 году.
В последнем отчете GlobalData «Перспективы и тенденции перехода к водородной отрасли - 3 квартал 2021 года» показано, что недавние оценки повысили общую мощность разрабатываемых низкоуглеродных проектов до более 20 млн тонн водорода в год. Из этой мощности 85% приходится на проекты «зеленого» водорода, в которых водород производится с использованием возобновляемых источников энергии, а оставшиеся 15% приходятся на проекты «голубого» водорода, в которых водород производится из природного газа, но при этом используются системы улавливания диоксида углерода.
Большая часть планируемых мощностей поступает от проектов, которые все еще находятся на стадии технико-экономического обоснования и не обязательно будут реализованы. Прогноз GlobalData на 2030 год предполагает, что мощность производства «низкоуглеродного» водорода достигнет 14 млн тонн в год при высоком сценарии, в то время как при сценарии низкого уровня будет наблюдаться более взвешенный рост до 8 млн тонн в год, хотя все еще более чем в 10 раз выше, чем в настоящее время.
Также, ключевым фактором роста низкоуглеродного сектора производства водорода является политическая поддержка. ЕС объявил об амбициозной водородной стратегии в прошлом году, и многие правительства во всем мире разрабатывают политику, чтобы захватить долю этого растущего рынка и ускорить свой собственный энергетический переход.
https://www.globaldata.com/global-low-carbon-hydrogen-production-capacity-reach-14-mtpa-2030-forecasts-globaldata/
https://www.world-energy.org/article/19589.html

Компанией «Силовые машины» создан Центр водородных технологий. Новая структура должна усилить позиции компании в развитии технологий производства, транспортировки, хранения и потребления водорода.
Центром будут осуществляться научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в данной сфере, а также координироваться взаимодействие компании с другими исследовательскими организациями. Компания намерена к 2024 году предложить рынку решения в сфере электролиза и систем хранения водорода. А к 2028 году разработки Центра должны позволить компании освоить технологии создания установок парового риформинга и установок по пиролизу. Цель компании– стать поставщиком разработок на основе новых технических решений производства и потребления водорода.
https://power-m.ru/press-center/news/na-baze-silovykh-mashin-sozdan-tsentr-vodorodnykh-tekhnologiy/

ЮНИДО и правительство Китая открыли Международный центр водородной энергетики (IHEC) в Пекине. Запуск и торжественное открытие IHEC прошли во время проведения виртуального Венского энергетического форума 6-7 июля 2021 года (ВЭФ 2021). IHEC станет ключевым информационным партнером Глобальной программы ЮНИДО по зеленому водороду в промышленности.
IHEC был открыт заместителем генерального директора Китайского Международного центра экономических и технических обменов при Министерство торговли ЧЖАН И, заместителем генерального директора Пекинского муниципального бюро экономики и информации ЦЗЯН Гуанчжи, заместителем представителя Регионального отделения ЮНИДО в Пекине Ма Цзянь и директором Пекинского Института промышленных исследований и разработок Цинхуа ЦЗИНЬ Циньсянь
https://www.unido.org/news/launch-international-hydrogen-energy-centre-ihec
https://www.world-energy.org/article/18912.html

Американская компания Bloom Energy представила анонсированный ранее электролизер Bloom, который строится на площадке компании в Ньюарке. Это на сегодняшний день самый энергоэффективный электролизер для производства чистого водорода, чем любой другой продукт, представленный сегодня на рынке.
В системе используется коммерчески проверенная в топливных элементах и запатентованная твердооксидная технология. Компания отмечает, что, поскольку оборудование работает при высоких температурах, для расщепления молекул воды и производства водорода требуется меньше электроэнергии (до 45%). Ожидается, что электролизер Bloom Energy будет производить водород по более низкой цене, чем любая альтернатива, представленная сегодня на рынке. Он открывает значительные возможности для применения в теплоемких обрабатывающих отраслях тяжелой промышленности: сталелитейной, химической, цементной и стекольной. Используя избыточное тепло этих отраслей, можно производить водород с более высоким электрическим КПД. Кроме того, предполагается изучить возможности использовать электролизеры Bloom для выработки водорода на АЭС при наличии избыточной мощности.
В настоящее время принимаются заказы на электролизер Bloom Electrolyzer, коммерческие поставки которого должны начаться осенью 2022 года.
https://www.bloomenergy.com/news/bloom-energy-unveils-electrolyzer/

Нефтегазовый концерн Shell запустил крупнейший в Европе водородный PEM электролизер REFHYNE мощностью 10 МВт в энергетическом и химическом парке Rheinland в Германии. Данный проект реализован в рамках консорциума Refhyne (Clean Refinery Hydrogen for Europe) при финансовой поддержке Европейской комиссии. Электролизер производства ITM-Power (Шеффилд, Великобритания), использует электроэнергию, вырабатываемую ВИЭ.
Водород будет использоваться на нефтеперерабатывающем заводе для производства топлива «с более низкой углеродоемкостью». Однако, Shell также намечает внедрение зеленого водорода и в других секторах, таких как, например, автомобильный транспорт. В планах компании увеличение мощности электролизера до 100 мегаватт.
В консорциум Refhyne входят Shell, ITM Power, исследовательская организация SINTEF, консультанты Sphera и Element Energy.
https://www.refhyne.eu/shell-starts-up-europes-largest-pem-green-hydrogen-electrolyser

Новая водородная заправочная станция сейчас работает в Пекине и считается самой большой заправкой в мире, мощностью около пяти тонн в день. Являясь частью Пекинской международной демонстрационной зоны водородной энергии площадью 200 000 квадратных метров, станция принадлежит и управляется компанией Beijing Hypower Energy Technology
На станции, способном заправлять 600 автомобилей на водородных топливных элементах в день, имеется восемь дозирующих устройств, которые были поставлены и установлены китайской компанией Air Liquide Houpu Hydrogen Equipment. Air Liquide Houpu также предоставляла услуги по вводу в эксплуатацию и обучению сотрудников станции для обеспечения бесперебойной работы.
https://www.h2-view.com/story/new-hydrogen-station-opens-in-beijing-china/

Зона промышленного развития Алдога (Aldoga) определена правительством австралийского штата Квинсленд (Queensland) как место размещения электролизера мощностью 3 ГВт для производства возобновляемого водорода.
Этот амбициозный проект был разработан совместным предприятием государственной компании Stanwell и японского промышленного гиганта Iwatani Corporation. Партнеры завершили исследование по планированию проекта и теперь стремятся сформировать «более широкий консорциум» из японских и австралийских компаний.
Запуск объекта запланирован на середину 2020-х годов, а полностью электролизер должен быть введен в эксплуатацию в начале 2030-х годов. По оценке, проект может приносить доход в 4,2 миллиарда австралийских долларов за счет экспорта водорода и приведет к созданию более 5000 рабочих мест.
https://renewablesnow.com/news/stanwell-iwatani-pick-site-for-3-gw-green-hydrogen-facility-in-queensland-743747/

Заместитель Генерального директора — Директор филиала АО "Концерн Росэнергоатом" «Кольская атомная станция» Василий Омельчук в ходе пресс-конференции 18 июня 2021 года сообщил, что Кольская АЭС выбрана в качестве пилотной площадки для стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода.
В регионе размещения Кольской АЭС существует избыток производимой энергии, что определяет её низкую стоимость, имеются вся необходимая инфраструктура и опыт по производству водорода для собственных нужд.
Госкорпорация «Росатом» в качестве одного из своих приоритетных направлений научно-технологического развития определила «Водородную энергетику». В 2023 году на СИК Кольской АЭС предполагается запустить комплекс с электролизных установок мощностью 1 МВт, а затем планируется увеличение мощности до 10 МВт. Будет отрабатываться система обращения с водородом (получение, сжатие или сжижение и транспортировка) в промышленных масштабах.
https://www.rosenergoatom.ru/zhurnalistam/news/38626/

Оффшорную установку по производству водорода, использующую электроэнергию от плавучей ветряной турбины, планируется ввести в эксплуатацию в следующем году во Франции. Она будет установлена на демонстрационной площадке SEM-REV у побережья Ле-Круазик во Франции, где будет связана с ветряной турбиной Floatgen. По данным Centrale Nantes, это будет первая в мире морская установка по производству зеленого водорода.
Проект будет реализован французской компанией Lhyfe в сотрудничестве с компанией Chantiers de l'Atlantique, которая установит электролизер на плавучей платформе GEPS Techno на площадке SEM-REV и подключит его к различным морским возобновляемым источникам энергии, включая Floatgen.
Сообщается, что Lhyfe и Chantiers de l'Atlantique работают над детальным проектом морской платформы для производства водорода мощностью от десяти до нескольких сотен мегаватт, которая может быть построена в Сен-Назере уже в 2024 году.
Что касается ВЭС Floatgen, плавучая ветряная турбина Vestas V80 мощностью 2 МВт была установлена на площадке SEM-REV в 2018 году и в том же году начала поставлять электроэнергию во французскую сеть.
https://www.offshorewind.biz/2021/06/04/worlds-first-offshore-green-hydrogen-plant-to-go-online-in-france/

Французская компания McPhy Energy SA, производитель щелочных электролизёров высокого давления и водородных заправочных станций, сообщила, о намерении построить к 2024 году в Белфорте, коммуне на северо-востоке Франции, гигафабрику электролизеров, которая будет производить 1 ГВт электролизёров в год. В настоящее время McPhy производит 300 МВт электролизеров на площадке в Италии.
Для создания гигафабрики потребуется порядка 40 миллионов евро. Её пуск поможет создать около 400 рабочих мест. Компания намерена принять окончательное инвестиционное решение к концу этого года, если получит государственную поддержку.
Министр экономики Франции Бруно Ле Мэр заявил, что гигафабрика явится первым крупным предприятием по производству электролизеров в рамках Национальной водородной стратегии Франции. Водородная стратегия Франции предусматривает установку 6,5 ГВт электролизёров до 2030 года (из 40 ГВт, суммарно планируемых ЕС в целом).
https://mcphy.com/en/press-releases/mcphy-gigafactory/
https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-05-20/france-s-mcphy-plans-huge-new-factory-for-green-hydrogen-gear

Нефтегазовый концерн BP, энергетическая компания Iberdrola и испанская газовая компания Enagas заключили соглашение об изучении возможности строительства на нефтеперерабатывающем заводе BP в Кастельоне (Валенсия, Испания) крупной установки по производству экологически чистого водорода. Электролизер мощностью 20 МВт будет работать на ВИЭ, в том числе от фотоэлектрической станции мощностью 40 МВт. На дальнейших этапах мощность электролиза может быть увеличена до 115 МВт, что станет крупнейшим проектом по производству экологически чистого водорода в секторе нефтепереработки в Испании. Новый проект обеспечит замену серого водорода, который НПЗ использует при производстве биотоплива. Переход на зеленый водород позволит сократить выбросы CO2 на 24 тыс. т в год.
Планы на использование зеленого водорода на НПЗ уже не редкость. Так, в 2020 году BP и электроэнергетическая компания Ørsted подписали протокол о намерениях по проекту производства зеленого водорода, которое разместится на НПЗ Линген на северо-западе Германии, где планируется установить электролизёр мощностью 50 МВт.
https://www.iberdrola.com/press-room/news/detail/iberdrola-enagas-plan-develop-largest-green-hydrogen-project-region-valencia
https://gisprofi.com/gd/documents/bp-planiruet-ustanovit-elektrolizer-dlya-proizvodstva-zelenogo-vodoroda-na.html

Консалтинговая компания Aurora Energy Research оценила масштаб строительства электролизных установок в мире. По представленным данным, сегодня в мире работают электролизеры общей мощностью всего 0,2 ГВт. Однако до 2040 года планируется реализовать проекты общей мощностью 213,5 ГВт - то есть в 1000 раз больше. При помощи этих мощностей можно производить до 32 млн. т водорода в год, то есть половину сегодняшней потребности в водороде.
Большинство проектов (85%) сконцентрировано в Европе. ЕС планирует к 2030 году установить 40 ГВт электролизеров, а национальные правительства Европы, включая Великобританию, уже зафиксировали в своих водородных стратегиях цели суммарно на 34 ГВт. Мировым лидером является Германия, на долю которой приходится 23% запланированной мощности электролизеров в мире. При этом проекты общей мощностью 30 ГВт уже прорабатываются, в том числе 4 ГВт в Великобритании.
Размеры проектов электролизеров быстро увеличиваются по мере развития технологии и цепочки поставок. Пока большинство проектов имеют мощность от 1 до 10 МВт, но к 2025 году размер типичного проекта будет составлять 100-500 МВт. Они, как правило, будут снабжать «локальные кластеры», то есть водород будет потребляться недалеко от места производства. Ожидается, что к 2030 году типовые проекты вырастут до 1 ГВт и более, в странах с дешевой электроэнергией появятся крупные проекты по экспорту водорода.
С точки зрения используемых источников энергии в большинстве проектов предполагается использование ветра, затем идет солнечная энергия, в остальных - «сетевая» электроэнергия. Что касается потребителей, то большая часть электролизеров нацелена на поставку водорода промышленности, второй по важности сегмент – транспорт. Ключевыми факторами успеха «электролизного» водорода являются стоимость и углеродный след конечной электроэнергии. Для минимизации углеродного следа электролизеры могут напрямую подключаться к возобновляемым источникам энергии, а не к сети.
21 апреля Европейская комиссия одобрила проект закона "EU Taxonomy Climate Delegated Act", содержащего новую классификацию «экологически чистого» водорода. Установлен лимит выбросов в 3 т CO2 / т H2. Для производства водорода с использованием электроэнергии из сети это соответствует углеродоёмкости электричества 53,3 кг CO2-экв / МВт∙ч. По оценкам Aurora Energy Research, этот относительно низкий порог к 2030 году смогут преодолеть только электросети Норвегии, Швеции и Франции.
https://auroraer.com/media/companies-are-developing-over-200-gw-of-hydrogen-electrolyser-projects-globally-85-of-which-are-in-europe/
https://gisprofi.com/gd/documents/v-mire-stroyatsya-elektroliznye-ustanovki-obshchej-moshchnostyu-bolee-200.html

Команда ученых из Национальной лаборатории Лоренса в Беркли (Berkeley Lab) Министерства энергетики (DOE) США открыли новый материал , называемый «стабильный на воздухе нано-композит магния» (air-stable magnesium nano-composites), который может значительно упростить хранение водорода. Этот композитный материал состоит из «наночастиц металлического магния, разбрызганных через матрицу полиметилметакрилата - полимера, родственного оргстеклу».
Этот нанокомпозит - гибкий материал, способный поглощать и выделять водород при обычной температуре без окисления металла. Эта возможность отмечается как важный шаг на пути создания лучших конструкций для производства и хранения водорода. Ученым впервые удалось успешно разработать наноразмерные композитные материалы, которые способны преодолевать специфические термодинамические и кинетические барьеры.
http://www.alternative-energy-news.info/hydrogen-generation-storage-nano-technology/

Немецкая энергетическая компания EWE сообщила о достижении первой вехи в строительстве испытательного подземного хранилища водорода в Рюдерсдорфе, Бранденбург, ФРГ.
Проведя установку 160 стальных труб на глубину до 1000 метров и их цементирование, EWE заложила основу для формирования небольшой испытательной каверны, которая будет устроена в соляном куполе (часть пласта каменной соли, внедрившаяся в виде купола в вышележащий пласт осадочных пород). EWE хочет проверить безопасность хранения 100-процентного водорода в создаваемой подземной полости. Полость в соляном куполе будет вымываться водой. Объём тестового хранилища составит всего 500 кубометров. EWE имеет большой опыт в создании и эксплуатации подземных хранилищ газа в соляных формациях и сегодня управляет 37 кавернами.
В рамках водородного проекта EWE сотрудничает с Немецким аэрокосмическим центром (DLR). Институт энергетических систем DLR будет изучать, среди прочего, качество водорода после его извлечения из каверны и используемых материалов (качество водорода будет замеряться при его закачке и заборе). Объем инвестиций составляет около десяти миллионов евро, из которых четыре миллиона — собственные средства EWE. Оставшуюся сумму EWE и DLR получат в рамках Национальной программы инноваций в области водородных технологий и топливных элементов от Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры.
Источники:
https://www.h2-view.com/story/ewe-to-explore-underground-100-hydrogen-storage/
http://decarbonization.ru/news/industry/ewe-issleduet-podzemnye-khranilishcha-100-vodoroda/