INSTITUT ENERGETIKI LOGO

Прогноз развития энергетики мира и России 2019

Серия исследований "Мировая энергетика"

Серия исследований "Энергетика России"

Модельно-информационный комплекс SCANER

Новое в энергетике

Базовая кафедра Системных исследований энергетических рынков

СОВЕТ по приоритетному направлению НТР РФ

Прогноз НТР развития отраслей ТЭК РФ на период до 2035 г.

Научный совет ОЭММПУ РАН по системным исследованиям в энергетике

Школа молодых ученых

Главная » 8. Электротранспорт

Электротранспорт



Китай доминирует на мировом рынке аккумуляторов для электромобилей (октябрь 2022)

Количество электромобилей (EV) стремительно растет. Поэтому ожидается, что в период с 2019 по 2028 год мировой рынок аккумуляторов для электромобилей вырастет с 17 миллиардов долларов до более чем 95 миллиардов долларов.

На рынке аккумуляторов для электромобилей доминируют азиатские поставщики. Все 10 крупнейших производителей - азиатские компании (китайские компании - 56% рынка, корейские - 26%, японские - 10%).

Треть мировых поставок аккумуляторов для электромобилей осуществляет китайская компания CATL, которая увеличила свою долю рынка с 32% в 2021 году до 34% в 2022 году. Она поставляет литий-ионные аккумуляторы для ведущих мировых производителей электромобилей Tesla, Peugeot, Hyundai, Honda, BMW, Toyota, Volkswagen и Volvo.

Второе место за южнокорейским производителем аккумуляторов LG Energy Solution (14%), которого нагоняет китайская копания BYD (поддерживаемая Уорреном Баффетом), которая за 2021 год удвоила свою долю на рынке (12%).

https://markets.businessinsider.com/news/stocks/china-is-dominating-the-global-electric-vehicle-battery-market-1031791424





Китайские компании лидируют на мировом рынке аккумуляторов для электромобилей (август 2022)

Южнокорейская аналитическая и консалтинговая компания SNE Research сообщает, что в первом полугодии 2022 года доля китайской компании CATL на мировом рынке аккумуляторов для электромобилей выросла с 28 до 34 процентов (первое место в списке ведущих производителей). Также китайский автомобильный концерн BYD увеличил свою долю производства аккумуляторов для электромобилей с 7% до 12% (третье место). Еще четыре китайских компании - CALB, Gotion, Sunwoda и SVOLT, занимают седьмое-десятое места. В целом совокупная доля рынка шести отмеченных выше китайских компаний в первом полугодии составила 56%.

В то же время доля рынка трех южнокорейских компаний, входящих в первую десятку мировых производителей аккумуляторов для электромобилей, упала с 35 до 26 процентов. LG Energy Solution занимает второе место с 14%, SK On - пятое место с7 % и Samsung SDI - шестое место с 5%. Доля японской Panasonic упала с 15% до 10% (четвертое место).

В настоящее время использование китайских аккумуляторов для электромобилей растет в Северной Америке и Европе, а также в Китае, и китайские производители увеличивают инвестиции в отрасль. В первом полугодии в Китае было начато строительство не менее 85 аккумуляторных заводов для электромобилей, а общий объем инвестиций в проекты составил порядка 88 млрд. долларов. Китайские поставщики также расширяют свой бизнес в Южной Корее, где ранее традиционно доминировали местные производители аккумуляторов. Так, например, корейский электромобиль Kia Niro EV, который был выпущен в июне этого года, использует батареи CATL, а другая корейская компания SsangYong Motor планирует выпустить электромобиль, оснащенный батареями BYD, в следующем году.

https://www.gizchina.com/2022/08/02/chinese-manufacturers-capture-56-of-global-ev-battery-market





В России планируется установить 3 тысячи "быстрых" зарядных станций для электромобилей до 2024 года (июль 2022)

Выступая на форуме ИННОПРОМ-2022 в пленарной сессии «Транспорт будущего: вызовы и решения» Заместитель министра экономического развития России Максим Колесников сообщил, что в рамках Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года и Федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» в пилотных регионах до 2024 года будет установлено около 3 тыс. «быстрых» зарядных станций (528 – в 2022 г., 970 - в 2023 г., 1 437 - в 2024 г.).

«…Мы ожидаем к 2030 году, что электромобили будут составлять не менее 10% (730,8 тыс. ед.) общего объема производства транспортных средств в России. Также, мы планируем сформировать достаточную зарядную инфраструктуру - «быстрые» зарядные станции мощностью от 150 кВт будут покрывать федеральные трассы и крупнейшие города по всей стране. Их количество должно составить не менее 28 тысяч штук. Все ключевые компоненты зарядной инфраструктуры, аккумуляторов, топливных элементов и электромобилей будут российского производства», – заявил Максим Колесников.

Отмечается, что с 2020 по 2022 годы количество электромобилей в России выросло в 5,4 раза (3 157 до 17 079). При этом больше всего автомобилей с электродвигателем зарегистрировано в Москве, Иркутской области и Приморском крае.

https://www.economy.gov.ru/material/news/zamministra_mer_v_rossii_ustanovyat_3_tysyachi_bystryh_zaryadnyh_stanciy_dlya_elektromobiley_do_2024_goda.html





Первое электрическое судно на карбоновых подводных крыльях создано в Швеции (июнь 2022)

В Стокгольме начинает работу самое быстрое в мире электрическое судно на карбоновых (углеволоконных) подводных крыльях Candela P-12 Shuttle, которое сократит время в пути между Стокгольмом и пригородом Экере с 55 до 25 минут. Электрическое судно, рассчитанное на 30 пассажиров, будет развивать скорость 30 узлов, что обеспечит более быстрое передвижение по городу, чем метро и автобусные линии (и даже автомобили в час пик), и явится значительно более энергоэффективным, чем дизельные суда.

Первый шаттл P-12 будет работать в Стокгольме в 2023 году в тестовом режиме в течение девятимесячного испытательного периода. Далее в случае успешных результатов его работы планируется городской парк из более чем 70 больших дизельных судов, рассчитанных на 200-300 пассажиров, заменен такими шаттлами с комфортабельным и просторным салоном на 30 посадочных мест. Это позволит чаще отправлять рейсы и перевозить больше пассажиров при меньших затратах энергии. На данном судне потребление энергии на пассажиро-километр снижается на 95% по сравнению с современными дизельными судами.

В настоящее время компания Candela начинает серийное производство P-12 Shuttle на заводе Rotebro. Компания планирует выпускать насколько сотен шаттлов P-12 в год и надеется на большой спрос ряда городов Скандинавии.

Основные характеристики Candela P-12 Shuttle: длина - 12 метров, ширина - 4,5 метра, вес - 8,5 тонн, вместимость - 30 пассажиров, два двигателя Candela C-POD, аккумуляторы - 180 кВт*ч, максимальная скорость - 30 узлов, крейсерская скорость - 25-27 узлов, дальность - 40-60 морских миль при средней скорости 25 узлов.

https://www.themanufacturer.com/articles/first-electric-flying-ferry-will-make-stockholms-waterborne-public-transport-faster-than-cars-and-subway




Volkswagen и BP развернут 8000 точек зарядки EV по всей Европе к 2024 году (апрель 2022)

Установив первое зарядное устройство в Дюссельдорфе, Германия Volkswagen и BP начали сотрудничество с целью ускорения внедрения электромобилей в Европе, для чего планируют к концу 2024 года оборудовать до 8000 точек быстрой зарядки Flexpole, разработанных Volkswagen. На первом этапе в течение ближайших двух лет будет поставлено 4000 зарядных пунктов Flexpole на площадках BP Aral в Германии и BP retail в Великобритании.

Зарядные устройства Volkswagen Flexpole мощностью 150 кВт оснащены двумя точками зарядки и встроенной системой мощных аккумуляторов. Блоки Flexpole напрямую подключаются к низковольтной сети. Это устраняет необходимость использования специальной подстанции и проведения дорогостоящих строительных работ. 10 минут зарядки обеспечивают 160 км пробега электромобиля.

https://www.carscoops.com/2022/04/vw-and-bp-rolling-out-8000-new-ev-chargers-across-europe

https://electrek.co/2022/04/28/volkswagen-group-and-bp-partner-to-deploy-up-to-8000-ev-chargers-across-eu-uk





На рынке США скоро должна появится беспроводная зарядка электромобилей (январь - март 2022)

Американская компания WiTricity разработала беспроводную зарядную станцию для электромобилей – Halo. Станция обеспечивает 11 кВт мощности беспроводной зарядки. В её состав входят: приемник энергии, устанавливаемый на автомобиле, настенный передатчик энергии, который подключается к проводному питанию, и зарядная площадка.

Для беспроводной зарядки батареи электромобиля используется явление магнитного резонанса. На разные компоненты зарядной станции (включая программное обеспечение) компанией WiTricity было получено более 1200 патентов. Компания участвовала в разработке глобальных стандартов беспроводной зарядки совместно в ведущими медународными организациями по стандартизации (SAE International, ISO, IEС и др.).

С октября прошлого года электромобиль Tesla 3 оборудованный приемником энергии пилотной модели Halo полностью использует беспроводную зарядку на площадке в Уотертауне, штат Массачусетс. Время полной зарядки автомобиля составляет не более шести часов, такое же как и при зарядке дома от розетки. В феврале компания WiTricity объявила о предстоящем выпуске ограниченной рыночной серии беспроводной зарядной станции Halo в 2022 году, а более широкой выход на рынок должен состояться в 2023 году.

https://www.pv-magazine.com/2022/02/28/wireless-ev-charging-coming-soon-to-us-market





В 2021 году продажи газовых автомобилей в Китае немного снизились, а продажи электромобилей значительно выросли (январь - март 2022)

Сообщается, что в 2021 году в Китае продажи автомобилей с бензиновым двигателем снизились примерно на 4%, в то время как продажи электромобилей выросли на ~145%. В целом за год было продано около 20,1 млн единиц легковых автомобилей; рост составил 4,4%, при этом этот рост в основном обеспечили продажи чистых электромобилей (без двигателя внутреннего сгорания - ДВС) и гибридных электромобилей (с комбинацией электропривода от батареи и ДВС).

https://cleantechnica.com/2022/01/12/gas-powered-car-sales-in-china-down-around-4-while-ev-sales-up-145-in-2021

https://www.ev-volumes.com





Глобальный спрос на электромобили к 2035 году вырастет в 11 раз (сентябрь - декабрь 2021)

Ожидается, что к 2035 году мировой спрос на электромобили вырастет в 11 раз в результате быстрого перехода автомобильной отрасли к мобильности с нулевым уровнем выбросов, перекрыв спрос на гибриды уже в 2022 году.
По оценкам, мировой рынок автомобилей, полностью работающих на электричестве, составит 24,18 миллиона к 2035 году, по сравнению с 13,59 миллионами бензиново-электрических гибридов и 11,42 миллионами подключаемых гибридов, проданных в 2021 году, говорится в исследовании японской маркетинговой компании Fuji Keizai Co.

В автомобильной промышленности настал поворотный момент, связанный с серьезными изменениями на ключевых рынках в регулировании выхлопных газов вследствие глобального потепления. ЕС добивается запрета на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, включая гибриды, начиная с 2035 года. Аналогичные меры собираются принять Япония, Китай, США и другие страны.

Ожидается, что рост продаж электромобилей будет обусловлен в основном европейским и китайским рынками, на которые, по прогнозам, в 2035 году будет приходиться 74 процента мирового рынка электромобилей. Прогнозируется, что продажи в Китае, по прогнозам, вырастут в 9,2 раза до 9,36 миллиона электромобилей за 15-летний период с 2020 года (при этом на массовый рынок выйдут доступные модели).

В Европе продажи полностью электрических автомобилей составят 8,51 миллиона в 2035 году, что в 10,6 раза больше, чем в 2020 году. Шведская Volvo Cars Group заявила, что с 2030 года она будет продавать только электромобили, а Jaguar Land Rover планирует сделать свою линейку роскошных автомобилей Jaguar полностью электрической начиная с 2025 года.

https://news.abs-cbn.com/business/09/12/21/global-ev-demand-seen-growing-11-fold-by-2035-in-zero-emission-shift





Electric Vehicle Sales Surge in 2021 (сентябрь - декабрь 2021)

Продажи электромобилей в мире резко выросли, причем рост произошел на всех ведущих автомобильных рынках: в Китае, США и Европе. В первой половине 2021 года по сравнению с годом ранее продажи выросли на 160%, до 2,6 миллиона единиц, что составило 26% всех продаж на мировом автомобильном рынке.

Китайский рынок остался ведущим в мире: в первом полугодии было продано 1,1 миллиона автомобилей. Но, в США было продано всего 250 000 единиц. Тем не менее, рынок электромобилей свою устойчивость, поскольку, несмотря на проблемы, вызванные пандемией, рынок смог вырасти. Однако несмотря на развитие рынков Китая, Северной Америки и Европы, при этом остальной мир (включая Японию) значительно отстает в продажах электромобилей. Так на японские автомобили в прошлом году приходилось менее 5% электромобилей, продаваемых по всему миру.

https://www.power-technology.com/news/electric-vehicle-sales-surge-in-2021/





Россия планирует выпустить в 2022-2030 гг. 730 тыс. электромобилей (сентябрь - декабрь 2021)

Россия собирается произвести 730 000 электромобилей (электромобилей) в период 2022-30 годов, в том числе 25 000 до конца 2024 года. Эта цель заложена в Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, утвержденную правительством РФ и включает 217 000 электромобилей (легковых, грузовых и автобусов), которые будут выпущены в 2030 году. Это должно составить не менее 10% от общего объема выпуска отечественных автомобилей.

В настоящее время России насчитывается всего около 11 000 функционирующих электромобилей, в основном автобусов, используемых для общественного транспорта в Москве и других городах. Электрические автобусы производят «Камаз», входящий в состав госкорпорации «Ростех», и частные компании «Газ» и «Волгабус», которые производят около 300 автомобилей в год.

Также к 2030 году необходимо построить не менее 73 000 зарядных станций. Сеть электрозаправочных станций в ближайшие годы должна расти быстрее, чем парк электромобилей, и правительству должно оказать значительную поддержку частным строителям станций, указывается в Концепции. На данном этапе зарядная инфраструктура будет создаваться только на федеральных трассах и в пилотных регионах (пока еще не определенных). Расстояние между двумя зарядными станциями на федеральной автомагистрали должно составлять не более 100 км, а в городе одна зарядная станция должна приходиться на каждые 4 квадратных километра. Концепция также предполагает, что Россия начнет строить водородные заправочные станции для транспортных средств в 2025 году и построит 1000 станций к концу 2030 года.



https://www.argusmedia.com/ru/news/2247671-rossiia-namerena-vypustit-730-tys-elektromobilei-v-20222030-gg





United Airlines Ventures и Mesa Airlines планируют купить 200 электрических самолётов у шведского стартапа Heart Aerospace (11-20 июля 2021)

Американская авиакомпания United Airlines подписала соглашение о приобретении ста 19-местных электрических самолетов ES-19 у шведского стартапа Heart Aerospace. Эти самолеты будут использовать аккумуляторы (тех же типов, что и электромобили) и смогут летать на расстояние до 250 миль (400 км). Они будут использованы на региональных маршрутах. Компания планирует начать их эксплуатацию в 2026 году.

При этом United Airlines Ventures (UAV), венчурное подразделение United, вместе с фондом Breakthrough Energy Ventures (BEV) Билла Гейтса и региональной компанией Аризоны Mesa Airlines инвестирует в стартап Heart Aerospace значительную сумму (величина не раскрывается). Mesa Airlines, ключевой стратегический партнер United, также решила добавить 100 самолетов ES-19 в свой флот при соблюдении соответствующих требований по безопасности, бизнесу и эксплуатации (аналогичных требованиям United).

В настоящее время UAV формирует портфель компаний, которые разрабатывают технологии для авиации с нулевым выбросом парниковых газов. Этим United укрепляет свое смелое решение по сокращению выбросов парниковых газов на 100% к 2050 году.

https://hub.united.com/electric-aircraft-set-to-take-flight-by-2026-under-new-agreements-with-united-airlines-ventures-breakthrough-energy-ventures-mesa-airlines-heart-aerospace-2653765004.html

https://heartaerospace.com/




Eviation представила первый серийный 9-местный электросамолет (1-10 июля 2021)

Компания Eviation созданная на основе одноименного израильского стартапа в 2015 году и базирующаяся в настоящее время в Арлингтоне, штат Вашингтон, США, представила конфигурацию своего полностью электрического самолета Alice, первый полет которого намечается на конец этого года. Текущая конфигурация была доработана с учетом испытаний и отзывов клиентов. Предполагается, что самолет будет сертифицирован к 2024 году.

В обновленной конфигурации характеристики Alice следующие - запас хода более 800 км, крейсерская скорость 407 км/ч, потолок порядка 1000 метров, грузоподъемность более 1100 кг, девять пассажиров и два члена экипажа. Используются два электрических двигателя magni650 производства компании MagniX, мощностью 640 кВт каждый. Усовершенствованная система управления самолетом fly-by-wire производится компанией Honeywell. Аккумуляторная система с высокой плотностью энергии Alice изготовлена из имеющихся в настоящее время на рынке высокоэффективных аккумуляторных батарей. Конструкция самолет на 95 % состоит из композитных материалов.

https://www.eviation.co/aircraft/#Alice

https://www.flyingmag.com/story/aircraft/eviation-alice-electric-commuter





В ближайшие 10 лет ожидается рост мирового рынка электромобилей в 8-9 раз (1-10 июня 2021)

Согласно отчету MarketsandMarkets, прогнозируется, что объем мирового рынка электромобилей вырастет с немногим более 4 миллионов единиц в 2021 году до примерно 35 миллионов единиц к 2030 году при среднегодовом темпе роста 26,8%.

Продолжение быстрого роста производства электромобилей в мире связано с планами государств по декарбонизации экономики и создании зеленой автомобильной промышленности. Но наряду с широкими возможностями дальнейшего развития рынок электромобилей сталкивается с рядом проблем, такими как недостаток или отсутствие зарядных станций, эффективность аккумуляторов и необходимость существенного роста добычи специфического сырья.

https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/electric-vehicle-market-209371461.html





КАМАЗ запустил в Москве производство электробусов (21-30 апреля)

27 апреля, состоялось открытие сборочного производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе. В мероприятии приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин.

Открытие сборочного производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе – часть большой программы по замене автобусного парка столицы. Прежние транспортные средства в столице заменят на электробусы. Как отметил Сергей Собянин, власти Москвы практически прекратили закупку автобусов на дизельном топливе.
Один из цехов Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода модернизировали под сборку до 500 электробусов в год. Сами машины, как и прежде, приезжают в Москву из Нефтекамска на специальных тралах. В Сокольниках их оснащение продолжается. На втором этапе развития производства - до 2023 года, на предприятии на сборку перейдёт ещё один цех, выпуская в год плюс 200 электробусов.

Первые собранные в Москве электробусы выйдут на маршруты уже в мае. Организация производства электробусов в столице сократит сроки поставки, сборки и обслуживания транспорта и позволит сэкономить на логистике. Электробус КАМАЗ-6282, разработанный по техзаданию «Мосгортранса», – это один из наиболее высокотехнологичных продуктов «КАМАЗа». Запуск в серийное производство принципиально нового вида пассажирского транспорта в 2018 году стал одним из знаковых этапов в развитии компании. Коллективу ПАО «КАМАЗ» удалось за короткий срок наладить производство такого инновационного высокотехнологичного продукта, как электробус КАМАЗ-6282, аналогов которому нет в мире.

Источник:

https://kamaz.ru/press/releases/kamaz_otkryl_proizvodstvo_elektrobusov_v_moskve/




BMW анонсировал автомобиль с твердотельным аккумулятором (11-20 апреля)

Концерн BMW намерен до конца этого десятилетия разработать технологию использования твердотельных аккумуляторов в своих автомобилях. Демонстрационный вариант машины должен появиться к 2025 году.

Руководство компании заявило о том, что ведется разработка аккумулятора будущего: более мощного, безопасного, экономически выгодного и пригодного для дальнейшей переработки, пишет Autocar. Планами использовать уже существующую технологию твердотельных батарей концерн делился и ранее, однако конкретные сроки были названы впервые. Ряд экспертов полагает, что использование твердотельных аккумуляторов сделает электромобили доступными для массового потребителя. Возможности батарей сделают машины пригодными для длительных поездок без подзарядки.

В компании BMW выразили надежду на то, что производство твердотельных батарей будет сопоставимо по стоимости с производством современных двигателей внутреннего сгорания, и пообещали "сделать большой скачок" в технологии. К 2023 году концерн намерен представить на рынке 12 электромобилей: в конце этого года появится первый полностью электрический седан i4.

Твердотельные аккумуляторы представляют большой интерес для автопрома, их ключевая особенность в том, что они содержат твердый электролит, а не жидкий. Такие перспективные батареи будут отличаться меньшим весом, большей энергоемкостью, безопасностью, быстрой подзарядкой, надежностью, и сроком службы. Ряд производителей инвестирует средства в эту технологию, однако до практической реализации дело пока не дошло.

Источник:

https://rg.ru/2021/04/20/reg-pfo/bmw-anonsiroval-avtomobil-s-tverdotelnym-akkumuliatorom.html





Rolls-Royce, Tecnam и Widerøe разрабатывают пассажирский электрический самолет (1-10 апреля)

Rolls-Royce, Tecnam и крупнейшая авиакомпания Скандинавии Widerøe заключили партнерство, в рамках которого к 2026 году будет запущен полностью электрический пассажирский самолет.

Rolls-Royce и Widerøe в 2019 году впервые начали участвовать в совместной исследовательской программе, направленной на разработку электрического самолета в связи с планами Норвегии по обеспечению к 2040 году внутренних авиарейсов с нулевым уровнем выбросов двуокиси углерода.

Rolls-Royce будет отвечать за разработку силовой установки, а Tecnam обеспечит разработку конструкции самолета и его производство и сертификацию. Как только проект самолета будет готов, Widerøe возьмет на себя подготовку к эксплуатации авиакомпании к 2026 году.

Источник:

https://inhabitat.com/rolls-royce-tecnam-and-wideroe-develop-electric-passenger-airplane/