INSTITUT ENERGETIKI LOGO

Прогноз развития энергетики мира и России 2024

Серия исследований "Мировая энергетика"

Серия исследований "Энергетика России"

Модельно-информационный комплекс SCANER

Новое в энергетике

Базовая кафедра Системных исследований энергетических рынков

СОВЕТ по приоритетному направлению НТР РФ

Научный совет ОЭММПУ РАН по системным исследованиям в энергетике

Школа молодых ученых

Национальные проекты России

Главная » 10. Энергостратегия и энергополитика

Энергостратегия и энергополитика



Утверждена Энергетическая стратегия РФ до 2050 года (апрель 2025)

Правительством Российской Федерации утверждена разработанная Министерством энергетики РФ обновленная Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 г. № 908-р).

Энергетическая стратегия РФ является межотраслевой стратегией и обеспечивает учет в сфере энергетики положений: Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Климатической доктрины Российской Федерации, Стратегиями пространственного развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования Российской Федерации.

В Стратегии расширен горизонт планирования и учтены актуальные мировые вызовы. Её целями являются доступное гарантированное обеспечение населения и экономики страны продукцией и услугами топливно-энергетического комплекса, эффективная реализация экспортного потенциала страны, а также обеспечение энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности всех отраслей ТЭК. Предусмотрены мероприятия, направленные на ускоренную реализацию инфраструктурных проектов в части поставок нефти, газа и продуктов их переработки, развитие переработки нефти и газа, обеспечение внутреннего рынка достаточным количеством энергоресурсов по доступным ценам для всех категорий потребителей.

Для прогнозных оценок были рассмотрены 5 сценариев развития российского ТЭК:
- стресс-сценарий, предполагающий значительное снижение производственных показателей отраслей ТЭК на фоне сокращения экспортных возможностей и общего ухудшения внешних условий его функционирования;
- инерционный - сохранение сложившихся трендов и действующих подходов в отраслях ТЭК;
- целевой - реализация мероприятий для сбалансированного развития отраслей ТЭК с учетом оптимального соотношения надежного и экологичного обеспечения внутреннего рынка с наименьшими издержками и эффективной реализации экспортного потенциала;
- технического потенциала - максимально возможные уровни производственных показателей без учета экономической рентабельности;
- ускоренного энергетического перехода - возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе ВИЭ, а также снятие ограничений на поставки в РФ технологий и оборудования.

В дальнейшем для оценки показателей реализации Стратегии был выбран целевой сценарий.

Период реализации Стратегии разделен на 3 этапа:
- на первом этапе (до 2030 года) планируются адаптация к внешним и внутренним вызовам и обеспечение достижения национальных целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309;
- на втором этапе (2031 - 2035 годы) планируются формирование экономики предложения в отраслях ТЭК для гарантированного удовлетворения потребностей внутреннего рынка в их продукции и услугах и реализации экспортного потенциала;
- на третьем этапе (2036 - 2050 годы) планируются опережающее развитие экономики РФ и сохранение роли одного из ведущих поставщиков на мировом энергетическом рынке.

Определены перечни ключевых мер, необходимых для достижения запланированных результатов первого этапа.

https://minenergo.gov.ru/upload/iblock/d6a/Energostrategiya-RF-do-2050-goda.pdf

Утверждены Схема и программа развития электроэнергетики России до 2030 года (декабрь 2024)

Минэнерго России утверждены разработанные Системным оператором ЕЭС Схема и программа развития (СиПР) электроэнергетических систем России на 2025 – 2030 годы (Приказ Минэнерго России от 29 ноября 2024 года № 2328).

Прогнозируется рост энергопотребления (без учета изолированных энергосистем) с 1122 млрд кВт∙ч (в 2023 году) до 1298 млрд кВт∙ч (в 2030 голу) при среднегодовом темпе роста 2,11 %. Максимум потребления мощности должен вырасти с 168,7 ГВт в 2023 году до 186,7 ГВт в 2030 голу.

В указанный период предполагается ввод в эксплуатацию 17,3 ГВт генерирующего оборудования: ТЭС – 7,9 ГВт (из них 5,5 ГВт на газе, 2,0 ГВт на угле и 0,4 ГВт на прочих видах топлива), АЭС – 3,8 ГВт, ГЭС (ГАЭС) – 1,1 ГВт и ВИЭ – 4,5 ГВт. Планируется также вывод из эксплуатации более 3,1 ГВт мощностей ТЭС и 2,0 ГВт - АЭС.

Определены территории "технологически необходимой генерации", где рекомендуется строительство новых генерирующих объектов: Юго-Восточная Сибирь (необходим ввод более 1,4 ГВт), Дальний Восток (0,7 ГВт традиционной и 1,7 ГВт ВИЭ-генерации), юго-западные районы страны (более 1,9 ГВт), а также Москва и Московская область (не менее 0,9 ГВт).

Предполагается также реализация ранее утвержденных планов объединения энергосистем Сибири и Дальнего Востока, а также укрепления межсистемных энергетических связей Сибири и Урала.

Совокупный объем инвестиций в реализацию запланированных мероприятий по развитию генерирующих мощностей и электрических сетей России в целом (включая изолированные энергосистемы) оценивается в более чем 6,18 млрд руб. (в прогнозных ценах).

https://minenergo.gov.ru/?search=&q=&news-item=utverzhdena-skhema-i-programma-razvitiya-elektroenergeticheskikh-sistem-rossii-na-2025-2030-gody
https://minenergo.gov.ru/upload/iblock/808/Prikaz-ME-ot-29.11.2024-_2328-ob-utverzhdenii-SiPR-EES-na-2025_2030-PUBLIKATSIYA.pdf




В Китае принят Закон "Об энергетике", вступающий в силу с января 2025 года (ноябрь 2024)

В ноябре 2024 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Закон Китайской Народной Республики "Об энергетике". Закон вступает в силу
1 января 2025 года. Этот закон уделяет большое внимание развитию возобновляемых источников энергии, совершенствованию механизмов "зеленого" и низкоуглеродного развития, а также продвижению стимулов для "зеленого" потребления.

Основные положения Закона КНР "Об энергетике" следующие:
- Оптимизация структуры энергетики;
- Контроль над выбросами углерода;
- Развитие и использование возобновляемых источников энергии;
- Гарантия потребления возобновляемой энергии;
- Стимулирование потребления "зеленой" энергии;
- Строительство новой энергосистемы.

https://mp.weixin.qq.com/s/VbgJttqkPT0JuA0nM911WQ
https://www.energytrend.com/news/20241111-48760.html




Скорректирована Генеральная схема размещения энергообъектов России до 2042 года (ноябрь 2024)

По итогам завершения общественных обсуждений Системный оператор ЕЭС доработал и опубликовал уточненную версию Генеральной схемы размещения объектов энергетики до 2042 года. В новой версии предлагается сокращение объемов строительства новой генерации на 3 ГВт, однако несмотря на это проект подорожал на 1,5 трлн рублей (до 42,53 трлн рублей). В новой версии приоритет отдается строительству новых парогазовых ТЭС и инновационных сверхкритических угольных блоков большой мощности.

Объем вводов ТЭС до 2036 года снижен почти вдвое (до 7,744 ГВт), а ввод ТЭС до 2042 года снижен до 35,026 ГВт, главным образом за счет станций, действующих в режиме комбинированной выработки.

Вводы АЭС до 2042 года растут на 800 МВт за счёт строительства двух энергоблоков Приморской АЭС. Вместо строительства в 2036–2038 годах в Ростовской области Новочеркасской АЭС в схему включена размещаемая в Ростовской области или Краснодарском крае Южная АЭС. А вместо создания Красноярской АЭС мощностью 5 ГВт предлагается построить Северскую АЭС в Томской области и Восточно-Сибирскую АЭС в Иркутской области по 2,5 ГВт каждая.

Планы ввода новых ГЭС и ГАЭС сокращаются на 1,4 ГВт (до 7,755 ГВт). Исключены проекты Центральной ГАЭС на 1,3 ГВт и Селемджинской ГЭС на 100 МВт в Амурской области. Ввод ВИЭ до 2042 года снижен на 0,8 ГВт (до 16,587 ГВт).

Минэнерго России, после анализа нового документа направляет его на утверждение в Правительство РФ с предложениями по источникам финансирования.

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1730752789




Минэнерго представило позицию России по энергопереходу на министерской встрече G20 по энергетике (октябрь 2024)

В начале октября в ходе дискуссий, состоявшихся на министерской встрече "Группы двадцати" по энергетике в Бразилии, Минэнерго России представило позицию России по энергетическому переходу.

В частности, российской стороной была подчеркнута важность концепции справедливого, упорядоченного и равноправного энергетического перехода, в основу которой должны быть положены национальные приоритеты развития и структура топливно-энергетического баланса каждой из стран "Группы двадцати".

Российская делегация отметила также необходимость соблюдения "технологической нейтральности" в каждой из стран, предполагающей разумное использование всех доступных видов топлива, источников энергии и технологических решений. Это позволит не только сократить выбросы парниковых газов, но и минимизировать негативные эффекты форсированного энергетического перехода, включая дисбаланс на рынках труда и рост цен на электроэнергию.

В результате, многие предложения российской стороны были учтены в принятых впервые на уровне министерских встреч "Группы двадцати" Консенсусной декларации и Принципах справедливых и инклюзивных энергетических переходов.

https://minenergo.gov.ru/press-center/news-and-events?news-item=minenergo-predstavilo-pozitsiyu-rossii-po-energoperekhodu-na-vstreche-g20




Правительство утвердило комплексную государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (сентябрь 2023)

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление об утверждении Комплексной государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», главными целями которой являются повышение энергоэффективности в различных отраслях экономики, развитие технологий зелёного строительства, электрификация и газификация общественного транспорта.

В сфере электроэнергетики и теплоэнергетики Программа предусматривает меры по стимулированию когенерации, развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии, перевод котельных на экономичные виды топлива, меры по снижению потерь электрической и тепловой энергии и др.

В области строительства предполагается поддержка государственных заказчиков, использующих экологичные и энергоэффективные стройматериалы.

Программа определяет снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта страны к 2035 году на 35% по сравнению с 2019 годом. Это определяет одну из целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов.

Конкретные мероприятия и план-график их реализации должны появиться в паспорте Программы после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

http://government.ru/dep_news/49471/




В России принят закон, вводящий в гражданский оборот «зеленые» сертификаты (июль 2023)

Государственная Дума приняла новые поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в связи с введением в гражданский оборот атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии. Предусматривается введение в российское законодательство новых понятий — атрибутов генерации, возникающих в результате производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования ВИЭ, и (или) на низкоуглеродных генерирующих объектах, и сертификатов происхождения электрической энергии.

Атрибуты генерации и сертификаты должны стать «оборотоспособными формами фиксации преимуществ возобновляемой и низкоуглеродной энергетики». Реестр атрибутов генерации будет вестись организацией коммерческой инфраструктуры с использованием специализированной информационной системы.

Отмечается, что в дальнейшем можно будет рассмотреть вопрос о возможности расширения сертификации происхождения электроэнергии на другие виды генерации, которые обеспечивают экономию топлива и снижение выбросов парниковых газов, в том числе на водородную энергетику.

http://duma.gov.ru/news/57598/

https://renen.ru/v-rossii-prinyat-zakon-vvodyashhij-v-grazhdanskij-oborot-zelenye-sertifikaty/




Минэнерго России подготовило проект постановления о субсидировании подключения газа отдельным категориям граждан из средств резервного фонда (февраль 2023)

В настоящее в России действует программа социальной газификации, заключающаяся в бесплатном подведении газа до границ земельного участка в газифицированных населённых пунктах. По этой программе в 2022 году газ был подведен к границам 504 тысяч домовладений.

По информации Минэнерго России от 1 февраля 2023 г., в Правительство направлен проект постановления Правительства РФ, согласно которому регионам будет разрешено использовать средства резервного фонда Правительства РФ для субсидирования отдельных категорий граждан на проведение работ в границах земельного участка в целях подключения газа по программе догазификации, а также на покупку и установку газоиспользующего оборудования.

Соответствующие субсидии будут выделяться для подключения малоимущих граждан, многодетных семей, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, членов семей погибших и инвалидов войны, проживающих в газифицированных населенных пунктах. Чтобы использовать льготу, необходимо будет документально подтвердить право на получение поддержки. Данные субсидии будут предоставляться, если исполнителями по договору на строительство газовых сетей внутри участка и поставку оборудования является газораспределительная организация. Также регионы могут вводить дополнительные льготы и меры поддержки.

https://minenergo.gov.ru/node/23989




В электроэнергетике РФ обязательной станет оценка экономических последствий принимаемых решений (январь 2023)

Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2022 г. N 2556 «Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Принятые правила определяют обязательные требования к содержанию документов перспективного развития электроэнергетики, порядку их разработки и утверждения.

В соответствии с принятыми в июне 2022 года изменениями в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» введена новая двухуровневая система планирования перспективного развития (взамен действовавшей с 2010 года трехуровневой). Системным оператором (СО ЕЭС) будут разрабатываться, а Минэнерго России утверждаться два программных документа – Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на 18 лет и Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 6 лет. Ранее такие документы разрабатывались и утверждались только в регионах.

Особо отмечается, что в планировании перспективного развития электроэнергетики становится обязательной оценка экономических последствий принимаемых решений. Централизация функций по разработке программных документов в СО ЕЭС обеспечит проведение единой технической политики и координацию федеральных и региональных планов развития.

http://government.ru/news/47604/




Участники XIII Сибирского энергетического форума обсудили новую систему перспективного планирования в электроэнергетике (ноябрь 2022)

В 13-м Сибирском энергетическом форуме, который состоялся 23-24 ноября в Красноярске, приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, специалисты сетевых и генерирующих организаций, эксперты в области тарифного и антимонопольного регулирования.

Одной рассматриваемых тем стала новая система планирования, вводимая в отрасли в соответствии с принятыми в июне текущего года поправками в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Согласно принятому документу разработку Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, а также программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) с 1 января 2023 года будет осуществлять Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»). Предусматривается централизованное планирование на всех уровнях – от ЕЭС России до небольших изолированных энергосистем. Устанавливаются единые принципы и требования, в том числе в части необходимости строительства новых и реконструкции существующих энергообъектов.

Базовым документом определения основных направлений и параметров размещения объектов генерации и сетей остается Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, разрабатываемая Минэнерго России и утверждаемая Правительством Российской Федерации. СиПР ЭЭС будет выявлять дефицит электроэнергии в регионах и в целом по России, и определять сроки, число и состав вводимых и реконструируемых объектов для покрытия прогнозируемой потребности. При этом планируемые мероприятия должны учитывать соответствующие планы по техприсоединению.

Подчеркивается, что в процессе разработки СиПР ЭЭС особое значение имеет участие региональных органов исполнительной власти (как на стадии прогнозирования потребностей, так и при рассмотрении проектов их покрытия). Предусматривается широкое общественное обсуждение с участием органов власти, потребителей, субъектов электроэнергетики, проектных организаций и научно-исследовательских институтов. Отмечается, что в ряде регионов уже начата совместная работа с органами власти и сетевыми организациями по разработке необходимых документов.

https://www.so-ups.ru/odu-siberia/news/odu-siberia-news-view/news/20201

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1669658228





Правительство РФ до середины сентября должно подготовить и принять новую Энергетическую стратегию страны на период до 2050 года (апрель 2022)

Это поручение дал президент РФ Владимир Путин 14 апреля на совещании о текущей ситуации в нефтегазовом секторе.

Горизонт планирования следует продлить до 2050 года — это необходимость в условиях санкций (в настоящее время действует стратегия до 2035 года).

При работе над новой стратегией следует учесть ряд важных приоритетов:
- расширение программы газификации российских регионов;
- поддержка и расширение внутреннего нефтегазового сектора (обеспечение достаточного предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке по приемлемым ценам);
- перераспределение экспорта энергоресурсов с Запада на перспективные рынки Юга и Востока, включая страны Африки, Латинской Америки и АТР.

Правительству РФ поручено до 1 июня разработать проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной инфраструктуры.

https://novostienergetiki.ru/novuyu-energeticheskuyu-strategiyu-rossii-utverdyat-do-15-sentyabrya




Правительство России утвердило Стратегическое направление в области цифровой трансформации ТЭК (январь – март 2022)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3924-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. Документ определяет, что необходимо сделать в ТЭК России для его перехода на новый уровень, обеспечивающий устойчивое и безопасное развитие. Описываются технологии и направления цифровой трансформации производственных процессов в ТЭК (включая технологии искусственного интеллекта, нейросетевые алгоритмы анализа «больших данных», робототехнические комплексы и т.п.).

Утвержден перечень мероприятий и ФОИВ, ответственных за их реализацию, а также плановые показатели по каждому из них. Реализация включенных в стратегический план цифровой трансформации ТЭК мероприятий рассчитана на период до 2030 года включительно.

https://www.securitymedia.ru/news_one_14527.html

https://www.securitymedia.ru/pic/0001202112300029.pdf




Правительство России утвердило стратегию низкоуглеродного развития страны до 2050 года (сентябрь - декабрь 2021)

Правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Согласно стратегии, достижение углеродной нейтральности (баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением) ожидается не позднее 2060 года.

В стратегии рассматриваются два сценария, отличающиеся наборами мер по декарбонизации экономики - инерционный и целевой (интенсивный).

За основу принят целевой сценарий, в котором в качестве ключевой задачи определено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода. При этом предполагаются опережающие темпы роста неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно). Вклад в развитие экономики будут вносить опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал (3,7% ежегодно) и стабильный рост реальных располагаемых доходов (2,5% ежегодно). В результате ежегодные темпы роста экономики должны до 2050 года оставаться выше среднемировых (до 3% в год). Целевой сценарий требует инвестиции в снижение выбросов парниковых газов около 1% ВВП в 2022-2030 годах и порядка 1,5-2% ВВП в 2031-2050 годах.

Из мероприятий по декарбонизации планируется: оказание мер поддержки в отношении внедрения низко- и безуглеродных технологий, стимулирование использования вторичных энергоресурсов, изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики, развитие "зеленого" финансирования, меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем, поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.

Министерству экономического развития поручено разработать в течение шести месяцев план мероприятий по реализации стратегии. С 2023 года планируется запустить систему обязательной углеродной отчетности для предприятий России.


https://www.interfax.ru/russia/800746





Госдума ратифицировала протокол ЕАЭС об общем рынке электроэнергии (11-20 июня 2021)

16 июня 2021 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала подписанный президентами пяти государств - членов Евразийского экономического союза 29 мая 2019 года протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Договор был внесен в Госдуму на ратификацию президентом России.

Договор определяет правовые основы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка союза и определяет основные положения, связанные с развитием торговли электрической энергией на национальных электро-энергетических рынков пяти государств. На основе этого договора будут разработаны нормативные документы, регулирующие функционирование общего электро-энергетического рынка ЕАЭС.

В пояснительной записке к представленному документу отмечается, что «положения протокола направлены на повышение энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС, формирование в ЕАЭС правового пространства, позволяющего обеспечить добросовестную конкуренцию, создание условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономик этих государств в сфере электроэнергетики, а также на дальнейшее укрепление их взаимовыгодного и равноправного экономического сотрудничества». Протокол вступает в силу с даты последнего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.

https://tass.ru/ekonomika/11660277





Правительство России утвердило план реализации Энергетической стратегии (1-10 июня 2021)

Распоряжением от 1 июня 2021 года Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным утвержден План реализации Энергетической стратегии до 2035 года.

Как сообщил Мишустин на совещании с вице-премьерами 7 июня, в документ вошло более 130 мероприятий по всем отраслям ТЭК – от нефтегазодобычи до электроэнергетики и теплоснабжения. По каждой отрасли составлен перечень задач и предложен комплекс мероприятий по их решению. При этом большая мероприятий будет реализована в 2021-2022 годах. Предусматриваются также отдельные мероприятия по повышению энергоэффективности отраслей ТЭК, стимулированию использования возобновляемых источников энергии, разработке отечественных технологий низкоуглеродного производства водорода, формирование общего энергетического рынка в ЕАЭС.

При этом основной упор делается на развитии электроэнергетики: мероприятия по внедрению интеллектуальных систем управления, технологий удалённого мониторинга и диагностики состояния сетей, совершенствованию процедуры техприсоединения, мерам по снижению потерь при передаче электричества. Реализация мероприятий Энергетической стратегии до 2035 года позволит увеличить надёжность обеспечения внутреннего рынка всеми вилами энергоресурсов, а также усилить позиции России на мировых рынках и обеспечит развитие новых направлений.

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400770193/

https://minenergo.gov.ru/node/20860





«Газпром» утвердил политику в области устойчивого развития (1-20 мая 2021)

Совет директоров ПАО «Газпром» утвердил Политику Группы «Газпром» в области устойчивого развития. Документ закрепляет миссию Группы в этой сфере — вносить позитивный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации и других регионов присутствия компании, следуя принципам экологической и социальной ответственности.

Политика определяет цели и обязательства Группы «Газпром» по таким направлениям, как социально-экономическое развитие, совершенствование корпоративного управления, охрана окружающей среды, ресурсо- и энергосбережение, энергоэффективность. Внимание в документе также уделено соблюдению прав человека, в частности, в отношении работников компании, ее партнеров и контрагентов, жителей регионов, в которых работает «Газпром», включая коренные малочисленные народы.

Документ размещен на сайте компании в разделе «Устав и внутренние документы ПАО „Газпром“».

https://www.gazprom.ru/press/news/2021/may/article528297/




«Газпром» изменит стратегию компании (21-30 апреля)

"Газпром" в текущий период "немножко" меняет стратегию и уделяет больше внимания вопросу создания новых мощностей для переработки сырья, заявил глава компании Алексей Миллер.

"Это связано с тем, что газ месторождений Восточной Сибири является многокомпонентным, этаносодержащим. И плюс мы в Западной Сибири на наших традиционных месторождениях работаем все в более и более глубоких пластах залегания газа, а этот газ — этаносодержащий. Это значит, что мы ставим задачу монетизации разработки запасов этаносодержащего газа", — объяснил он.

Сейчас таких проектов у компании два: комплекс в Усть-Луге и Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Эти проекты — одни из самых крупных в мире. Первые две технологические линии ГПЗ запустят в самое ближайшее время. Строительство завода ведется с 2015 года. Сырьем для него станет газ, поступающий по трубопроводу "Сила Сибири". Предприятие будет состоять из шести технологических линий, а выход на полную мощность ожидается в 2025 году. Стоимость строительства компания оценивала в 950 миллиардов рублей.

Также "Газпром", по словам Миллера, в настоящее время разрабатывает сценарии своего развития до 2050 года в условиях тренда на низкоуглеродную экономику. Кроме того, компания работает над производством водорода из метана без выбросов углекислого газа.

Источник:

https://www.rbc.ru/business/29/04/2021/608aae4d9a79475eedbc7e80




С 2026 г. Китай будет снижать потребление угля (21-30 апреля)

С 2026 г. по 2030 г. Китай будет постепенно снижать уровень потребления угля. Об этом сообщил председатель КНР С. Цзиньпин. Он отметил, что КНР будет непросто перестроиться на углеродную нейтральность, но страна готова прилагать для этого значительные усилия.

Председатель КНР подчеркнул, что страна будет контролировать проекты в сфере теплоэнергетики, и рост потребления угля в период «14-й пятилетки» (2021-2025 г.).
В 2020 г. власти объявили о планах Китая по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. К 2030 г. страна намерена достичь пика выбросов углекислого газа. В период с 2026 по 2030 г. страна будет постепенно сокращать потребление угля.

Китай также примет Кигалийскую поправку к «Монреальскому протоколу», что должно помочь усилить контроль за парниковыми газами, не являющимися углекислым газом.

Источник:

https://neftegaz.ru/news/coal/677792-s-2026-g-kitay-budet-snizhat-potreblenie-uglya/





Отчеты ЕС по рынкам электроэнергии и газа подтверждают заметные изменения в 2020 году (1-10 апреля 2021)

В 2020 году доля электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления ЕС (39%) впервые превысила долю ископаемого топлива (36%), а потребление в ЕС как электроэнергии (снижение на -4%), так и газа (-3%). ) упали по сравнению с уровнями 2019 года.

Отчет о рынке электроэнергии подтверждает, что сочетание снижения спроса в результате пандемического шока и благоприятных погодных условий для возобновляемых источников энергии существенно изменило структуру баланса 2020 года. Производство электроэнергии на основе угля и бурого угля упало на 22% (-87 ТВтч), а производство ядерной энергии снизилось на 11% (-79 ТВтч). Газ пострадал в меньшей степени из-за его выгодной цены, что способствовало переходу с угля и бурого угля на газ. Доля возобновляемых источников энергии в общем балансе выросла до 39%, впервые обогнав ископаемое топливо (36%).

Росту возобновляемой генерации в ЕС в значительной степени способствовал ввод 29 ГВт новых солнечных и ветровых мощностей. Кроме того, по мере того ужесточения экологических норм объявляется о все более раннем выводе угольных технологий из эксплуатации.

Спрос на электрические транспортные средства (ECV) продолжал расти в последнем квартале 2020 года, при этом в ЕС было зарегистрировано почти полмиллиона новых ECV. Это самый высокий показатель за всю историю наблюдений, что привело к беспрецедентной доле рынка в 17%, что более чем в два раза выше, чем в Китае, и в шесть раз выше, чем в Соединенных Штатах.

Потребление природного газа в ЕС составило 394 млрд кубометров в 2020 году по сравнению с 406 млрд кубометров в 2019 году. Внутренняя добыча газа в ЕС составила 54 млрд куб. м (снижение почти на 23%), тогда как общий чистый импорт газа упал на 9% с 358 млрд куб. м до 326 млрд куб. м.
Рост оптовых цен на газ был поддержан ростом цен на газовом рынке в Азии, что привело к сокращению импорта СПГ в ЕС на 27% в последнем квартале. По сравнению с прошлым годом, несмотря на рост спотовых оптовых цен, розничные цены на газ для бытовых и промышленных потребителей снизились соответственно на 8% и 2% в последнем квартале 2020 года.

Источник:

https://ec.europa.eu/info/news/electricity-and-gas-market-reports-confirm-notable-changes-2020-2021-apr-09_en