INSTITUT ENERGETIKI LOGO

Прогноз развития энергетики мира и России 2019

Серия исследований "Мировая энергетика"

Серия исследований "Энергетика России"

Модельно-информационный комплекс SCANER

Новое в энергетике

Базовая кафедра Системных исследований энергетических рынков

СОВЕТ по приоритетному направлению НТР РФ

Прогноз НТР развития отраслей ТЭК РФ на период до 2035 г.

Научный совет ОЭММПУ РАН по системным исследованиям в энергетике

Школа молодых ученых

Главная » 11. Нормативно-правовые документы
В России стоимость присоединения к электросетям увеличивается в десятки и сотни раз (июль 2022)

С 1-го июля 2022 года в России изменились ставки на технологическое присоединение (ТП) потребителей к электросетям. Постановлением Правительства РФ определено, что с 1 июля 2022 г. минимальная цена ТП к электросетям составит 3 тыс. руб. за 1 кВт присоединяемой мощности, с 1 июля 2023 г. — 4 тыс. руб., а с 1 июля 2024 г. — 5 тыс. руб. При этом, хотя максимальная ставка ТП составляет 10 тыс. руб. за 1 кВт, но региональные власти могут установить и более высокую ставку (но по согласованию с федеральным регулятором).

Для льготных категорий граждан (членов малоимущих семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума региона, ветеранов, инвалидов, многодетных семей и ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС) установлена пониженная ставка — 1 тыс. руб. за 1 кВт, которая, однако, в 27 раз превышает ставку, действующую с 2009 года до 30 июня 2022 года (на ТП к электросетям объектов до 15 кВт она составляла 550 руб.).
Таким образом, для основной массы потребителей в коммунально-бытовом секторе ТП к электросетям объектов до 15 кВт минимум 45 тыс. руб. в текущем году, 60 тыс. руб. с июля 2023 года, и 75 тыс. руб. с июля 2024 года. Кроме того, с 2023 года ставка будет индексироваться по промышленной инфляции.

Имевшихся льгот лишился также малый и средний бизнес (до 150 кВт).

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1657004895







Нормативно-правовые документы



Госдума РФ приняла закон о запрете на разработку недр РФ для иностранных компаний (июнь 2022)

21 июня 2022 г. Госдума РФ на своем пленарном заседании в 3м финальном чтении приняла законопроект № 33098-8 о внесении изменений в закон РФ «О недрах», который вводит запрет на выдачу лицензий на разработку недр иностранным компаниям.

Согласно принятому законопроекту, из числа пользователей недр на территории России исключаются иностранные граждане и иностранные юридические лица (ранее имевшие на это право). Для продолжения работы в нашей стране, они должны будут создать юридические лица в России и передать им права пользования соответствующими участками недр.

Закон устанавливает 30-дневный срок (с момента вступления новых норм в силу) уведомления иностранных юридических лиц о необходимости передачи права пользования участком недр российскому юридическому лицу. После этого для продолжения своей деятельности в России иностранные недропользователи обязаны в течение 90 дней создать юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ.

Отмечается, что необходимость принятия такого решения стала очевидной в ситуации санкционного давления. Новый закон защищает экономические интересы России.

https://rg.ru/2022/06/21/gosduma-zapretila-inostrancam-razrabotku-rossijskih-nedr.html

https://neftegaz.ru/news/gosreg/741455-gosduma-rf-prinyala-zakon-o-zaprete-na-razrabotku-nedr-rf-dlya-inostrannykh-kompaniy





Вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в ряд законов сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения) (май 2022)

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ от 1 мая 2022 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", наделяющий Правительство полномочиями «определять временные особенности правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения) в 2022-2023 годы для устойчивой работы соответствующих отраслей». Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", и Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"

Документ опубликован 1 мая на официальном портале правовой информации. Согласно документу, в 2022 году Правительство РФ для обеспечения устойчивого функционирования газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения может устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных обязательств в указанных сферах. Закон определяет также особенности проведения конкурса на оптовом рынке мощности и электроэнергии.

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1651753914

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205010007




ФАС: о новом порядке формирования цен на электроэнергию (январь - март 2022)

Заместитель руководителя ФАС России В.И. Королев на заседании коллегии Комитета по тарифам Республики Татарстан сообщил, что в соответствии с принятыми в 2019 году поправками в Закон об электроэнергетике с 1 января 2023 года тарифы на передачу электроэнергии в регионах будут устанавливаться не менее чем на 5 лет. Это позволит устанавливать долгосрочные тарифы для потребителей, что в итоге повысит инвестиционную привлекательность электроэнергетики и качество электроснабжения.

Отмечается, что при этом одним из эффективных инструментов для установления долгосрочных сетевых тарифов станут регуляторные соглашения (в качестве примера приводится первое соглашение, подписанное в 2020 году между ОАО «МРСК Урала» и Пермским краем). При этом у сетевой организации в обязательном порядке должна иметься соответствующая инвестиционная программа. По условиям соглашения энергоснабжающие компании вкладывают инвестиции, а регион - устанавливает тарифы на 10 лет. Соглашение позволяет направлять экономию тарифа энергокомпании на развитие инфраструктуры энергетики соответствующего региона. В настоящее время порядок заключения таких соглашений подготовлен ФАС России к утверждению.


https://fas.gov.ru/news/31742





Правительство России утвердило критерии сетевых организаций в сфере тепло- и водоснабжения (сентябрь - ноябрь 2021)

Правительство России с целью повышению качества предоставляемых потребителям услуг утвердило критерии отнесения владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (Постановление от 25 ноября 2021 года №2033), а также собственников водопроводных и канализационных сетей – к транзитным организациям (Постановление от 23 ноября 2021 года №2009).

Предложения разработаны Минстроем России для реализации норм закона, принятого в апреле 2020 г. В настоящее время сетевыми и транзитными организациями в сфере тепло- и водоснабжения считаются любые организации, которые владеют тепловыми, водопроводными и канализационными сетями. Однако ряд из них не в силах поддерживать соответствующую инфраструктуру в надлежащем состоянии. Недофинансирование ремонта и замены сетей приводит к многочисленным авариям и ухудшению качества услуг.

Принятые постановления Правительства устанавливают обязательные критерии отнесения владельцев сетей к сетевым организациям в сфере тепло- и водоснабжения. В числе этих критериев минимальный срок владения сетями, технические показатели сетей, показатели деятельности самих организаций. Это позволит исключить с рынка недобросовестные компании


http://government.ru/docs/43910/

http://static.government.ru/media/files/4Jeiqwe9k19YziB7qWB2SNicHhA1pOR1.pdf

http://static.government.ru/media/files/OGyrPGZ8DAQ0vyFsNKHVKSkj7ClpJ8Ud.pdf




Дума отменила необходимость получения документа о техусловиях подключения объектов к сетям (1-10 июня 2021)

Госдума приняла в третьем, заключительном чтении законопроект, отменяющий необходимость получения технических условий технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения как самостоятельного документа.

Теперь вместо термина "технические условия, включаемые в градостроительный план земельного участка" в градостроительном плане земельного участка будет использоваться термин "информация о возможности подключения (технологического присоединения)". Эта должна включать данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также сведения об организации, представившей данную информацию.

Данный закон не распространяется на сети электроснабжения, так как технологическое присоединение объектов к электрическим сетям определяется законодательством об электроэнергетике.

https://tass.ru/ekonomika/11603917




НК «Роснефть» признана лидером ESG рейтинга Bloomberg (1-20 мая 2021)

«Роснефть» продолжает укреплять позиции в международных ESG рейтингах (ESG – устойчивое развитие и ответственное инвестирование). В международном рейтинге Bloomberg ESG Disclosure, который оценивает информационную открытость в области ESG, «Роснефть» улучшила свои позиции (до 71,83 баллов из 100) и стала лидером среди ведущих компаний нефтегазовой отрасли.

Инициативы Компании отмечают и другие рейтинговые агентства. Так, «Роснефть» второй год подряд включена в список компаний-участников группы биржевых индексов FTSE4Good с высокой оценкой деятельности в области устойчивого развития и ответственного инвестирования, а также прозрачности в раскрытии информации. Международное агентство Sustainalytics в апреле 2021 г. дважды улучшило позиции Компании в своем рейтинге. С показателем 33,9 «Роснефть» стала лучшей среди российских нефтегазовых компаний.

https://www.rosneft.ru/press/news/item/206199/]https://www.rosneft.ru/press/news/item/206199/]https://www.rosneft.ru/press/news/item/206199/




Зачем нужны российским компаниям ESG-стандарты (21-30 апреля)

Зачем нужны российским компаниям ESG-стандарты. Об этом рассказал Максим Титов, руководитель исследовательского центра ЭНЕРПО Европейского университета в Санкт-Петербурге, в своем выступлении в ходе круглого стола «Цели устойчивого развития и долгосрочное влияние факторов ESG на будущее российской энергетики.

В числе выгод от использования ESG-стандартов было отмечено следующее:
- простой доступ к целевому финансированию - кредиторы уверены, что ESG-риски и возможности оценены и находятся под контролем;
- более эффективное раскрытие нефинансовой информации, которая является существенной для отражения в финансовой отчетности;
- осведомленность относительно ESG-рисков и возможностей внутри компании улучшает управление рисками и позволяет принимать более качественные стратегические решения;
- удовлетворение спроса со стороны финансовых организаций на раскрытие нефинансовой информации в стандартизированной форме позволяет уменьшить количество запросов от третьих лиц.

Справочно: ESG — это набор стандартов деятельности компании, которые социально сознательные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций. Экологические критерии определяют, как компания выступает в роли хранителя природы.

Источник:

https://www.eprussia.ru/news/base/2021/9017358.htm




Регуляторы США занимаются подготовительной деятельностью для формирования в стране нормативной базы будущей термоядерной энергетики (1-10 апреля 2021)

30 марта 2021 года Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США провела в дистанционном режиме семинар, посвящённый различным аспектам готовности нормативной базы к внедрению термоядерной энергетики. В одном из докладов, сделанных на вебинаре, участники смогли ознакомиться с мнением национальной академии наук США - точнее, специализированного комитета, созданного в академии по термоядерному направлению.

Комитет, о котором идёт речь, был сформирован в академии наук с целью предоставления рекомендаций министерству энергетики США и другим организациям, вовлечённым в решение задачи по строительству в стране пилотной термоядерной электростанции. Комитет академии представил своё видение дорожной карты до 2050 года. Она включает в себя этапы концептуального проектирования, технического проектирования и строительства, начала работы пилотной станции и три этапа её эксплуатации. На первом этапе (2035-2040 годы) предполагается продемонстрировать саму возможность применения реакции синтеза для коммерческой генерации электроэнергии (иными словами, доказать, что пилотная станция производит больше электроэнергии, чем потребляет на собственные нужды). Второй этап (2040-2045 годы) будет характеризоваться длительной работой на электрической мощности не менее 50 МВт(э) - не менее 1 реакторо-года. Наконец, третий этап (2045-2050 годы) знаменует собой достижение определённой степени зрелости технологии. В ходе этапа продолжится сбор информации и накопление опыта, а также будут проводиться экспериментальные исследования материалов, технических решений и методов работы термоядерных станций в энергосетях.

Чтобы не допустить неоправданного торможения работ по термоядерной программе, NRC должна сформировать нормативную базу для термоядерной энергетики в срок до 31 декабря 2027 года, считают в комитете академии наук. Нормативная база должна обладать гибкостью и не налагать на разработчиков излишних требований - это критически важно для экономики термоядерной энергетики. Комитет сформулировал перечень ключевых тем, на которые регуляторам нужно обратить внимание при создании нормативной базы для термояда. В первую очередь, это различные вопросы, касающиеся трития. Также необходимо чётко определить требования к размещению термоядерных электростанций и к размерам зон планирования при чрезвычайных ситуациях. Среди других вопросов комитет академии выделил также требования к лицензированию персонала термоядерных станций.

Источники:

http://atominfo.ru/newsz03/a0444.htm

https://www.atomic-energy.ru/news/2021/04/07/113035






Минэкономразвития предложило разрешить реинвестирование коммунального сектора (1-10 апреля 2021)

Минэкономразвития РФ внесло на рассмотрение проект постановления Правительства, разрешающее ресурсоснабжающим организациям направлять средства, сэкономленные при реализации инвестиционных программ, на обновление коммунального комплекса. Инициатива коснется регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Проект опубликован на официальном портале нормативных правовых актов.

Суть предложения состоит в возможности реинвестирования в отрасль не менее 80% средств, сэкономленных при реализации предыдущих инвестпрограмм. Остальная часть при этом может быть использована на усмотрение организации.

В министерстве пояснили, что в настоящее время не существует нормативных актов, закрепляющих статус средств, полученных в результате экономии, вследствие чего коммунальные организации не могут доказать их обоснованность при установлении тарифов. Это не только создавало проблемы при формировании бюджета на следующий год, но и снижало мотивацию к повышению эффективности расходования средств и, как следствие, инвестиционный потенциал сектора в целом.
При этом проект учитывает вероятность снижения качества выполнения инвестпрограмм, указывая, что экономия средств должна устанавливаться только при условии фактического принятия объектов на баланс и выполнения всех обязательств, предусмотренных программой, а также эффективного проведения закупочных процедур без нарушений.

Источник:

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1617967209






«Зульцер Турбо Сервисес Рус» подтвердила соответствие требованиям международных стандартов ISO (1-10 апреля 2021)

Интегрированная система менеджмента качества, окружающей среды, профессионального здоровья и безопасности компании «Зульцер Турбо Сервисес Рус» признана соответствующей требованиям международных стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 по результатам проведенного аудита Bureau Veritas.

Проверка функционирования интегрированной системы менеджмента включала наблюдение за процессами в генеральной дирекции и на производственной площадке, интервью с руководством и работниками, анализ документации и оценку результативности выполнения целей и взаимодействия процессов. Программа аудита охватила Московский офис и Екатеринбургский Сервисный центр по восстановлению деталей горячего тракта газовых турбин. Эксперты Bureau Veritas отметили высокую культуру производства, направленную на постоянное улучшение, эффективные методы управления, высокие стандарты безопасности, ведущую роль и приверженность высшего руководства «Зульцер Турбо Сервисес» интегрированной системе управления качеством, окружающей средой, здоровьем и безопасностью сотрудников.

Результаты проведенного аудита свидетельствует о том, что в «Зульцер Турбо Сервисес Рус» действует и постоянно улучшается интегрированная система менеджмента, которая гарантирует высокий уровень оказываемых услуг вне зависимости от изменяющихся условий внешней и внутренней среды и способствует устойчивому достижению стратегических целей компании.

Справочно: ООО «Зульцер Турбо Сервисес Рус» – предприятие швейцарского концерна Sulzer. Компания предоставляет инновационный сервис по обслуживанию газовых турбин для предприятий энергетической отрасли. Сервис, наряду с выполнением всех регламентных работ непосредственно на газовой турбине, включает в себя операции по восстановлению деталей горячего тракта на собственном заводе в г. Екатеринбург, а также поставку необходимых расходных материалов и запасных частей.

Источники:

https://www.bureau-veritas.ru/newsroom/sistema-menedzhmenta-zulcer-turbo-servises-rus-priznana-sootvetstvuyuschey-trebovaniyam

https://www.eprussia.ru/news/base/2021/7612588.htm